Гуревич П.С.
Г 95 Культурология. Учебник для вузов.
М.: Проект, 2003, с. 336
ISBN 5-901660-18-8
Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культу-
рами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях
культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их
становления.
Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие
культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как
они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана струк-
тура культуры, ее различные сферы.
Книга предназначена для преподавателей и учителей, студентов и
учащихся старшихклассов, школ, гимназий, лицеев и колледжей,для ши-
рокого круга читателей, интересующихся этой увлекательной наукой.
Без объявления ББК 71я73
ISBN 5-901660-18-8 © П.С. Гуревич, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.... 10
Главам ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ?
Европоцентризм 13
Единство человечества 16
Кризис европоцентризма 18
Культурно-исторические типы 20
Модернизация мира.........23
|
|
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.25
Глава II. КУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ
Многообразие определений 27
«Культура» как объяснительное понятие 31
Где сосредоточена культура? 38
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 40
Глава III. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Культура как описательное понятие 42
«Вторая природа» 44
Переход к надприродному 46
Культура не рождается вне природы 47
Понятие деятельности 49
Образ жизни конкретного общества 51
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 54
Глава IV. КУЛЬТУРА КАК ПОИСК СМЫСЛА
Труд как благословление 56
Прорыв к новому, 59
Незавершенность человека........60
Творчество 64
Определение культуры бб
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 69
Глава V. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Мир органики 72
Поклонение природе 77
Покорение природы 79
Отношение к природе на Востоке 81
Экологическая катастрофа. 83
Вражда или гармония? 84
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 87
Глава VI. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Язык как метафора.90
Структурные основания культуры.....95
Концепция Ю.М. Лотмана 97
Социокод 101
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 102
Глава VII СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
Всемирное сознание 104
Движение формаций 110
Осевой принцип 111
«Волны» в истории 113
Власть и знание 115
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.120
Глава VIII. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Понятие цивилизации 122
Трактовка 0. Шпенглера.. 123
Концепция А. Тойнби..128
Столкновение цивилизаций 131
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 135
ГлаваIX. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ
Понятие аксиологии 137
Ценность жизни 140
|
|
Святыня свободы 145
Арсенал ценностей....149
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов....151
Главах. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ
Труд как ценность в древних религиях 153
Отношение к труду 157
Протестантизм 158
Крушение этики труда 162
Личность или общинность? 163
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 167
Глава XI. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
Что такое универсалии? 170
Универсальные категории культуры..171
История вопроса 174
Психологические универсалии 175
Трансляция универсалий 178
Проблемы методологии 179
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов..183
ГлаваXII. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ
Историческое сознание 185
«Осевое время» 188
Был ли «золотой век»?..191
Доистория и история 192
Стадии постижения исторического сознания 193
Концепция 0. Шпенглера 194
Ритмы истории 196
Развертывание всемирной истории 196
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 198
Глава XIII. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
Как создаются типологии 200
Восток и Запад 204
Идеальные типы культур 210
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.213
Глава XIV. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Традиция как феномен 215
Специфика традиционного общества 217
Ведическая культура как исторический тип 219
Упанишады 222
Реинкарнация и карма 223
Рамаяна и Махабхарата... 224
Бхагаватгита 226
Толкование традиционного текста 227
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 228
Глава XV. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Что такое религия? 231
Религия — явление мировой культуры 232
Философия и религия 232
Древние формы верований....233
Магия 235
Идея Бога...237
Происхождение религии 238
Структура и функции религии...241
Нравственное содержание религии 242
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 244
Глава XVI. КРИЗИС РЕЛИГИИ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
Рациональность..246
Секуляризация 248
Религия в постмодернистской культуре.....252
Опыт обмирщения теологии 253
Нетрадиционная религиозность 256
Религиозный ренессанс.258
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов......261
ГлаваXVII. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Потребность в познании как проявление культуры 264
Происхождение науки 265
Первые классификации 267
Наука как общезначимое знание 268
Постнаучный тип цивилизации 269
Понятие парадигмы 272
Допарадигмальные периоды 275
Наука и ее опасности..277
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 278
Глава XVIII. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Происхождение морали 280
Нормы культуры 281
На заре человеческой истории 282
Фундаментальное правило нравственности...283
Что такое этика? 284
Моральный идеал 286
Добро и зло 288
«Категорический императив» Канта 288
«Цель оправдывает средства» 290
Неопозитивизм.....292
Космическая этика 293
Этика ненасилия 294
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 295
Глава XIX. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Красота 298
Искусство 299
Выражение человеческих страстей 301
Художественный дар.302
Эстетика.....303
Специфика художественного творчества 303
Искусство как эстетическая деятельность..305
Катарсис 305
Древние мистерии 306
Модернизм 310
Постмодернизм 311
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов...313
ГлаваXX. ТЕХНИКА И СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ
Техника 315
Нарастание перемен 316
Как родилась техника? 318
Техника — способ самореализации человечества 321
Техника покоится на деятельности рассудка,...323
Рационализация мира 327
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 329
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 331
ВВЕДЕНИЕ
Перед рассветом члены мусульманской семьи в Малайе соверша-
ют ритуальное омовение, раскладывают молитвенные коврики
и начинают поклоны и молитвы Аллаху. Во французском собо-
ре верующие выстраиваются в очередь, чтобы священник поло-
жил облатку им на язык, произнеся при этом «Тело Господне».
В деревнях Южной Индии женщины почтительно умащивают
|
|
цилиндрический камень молоком и драгоценной пастой из сан-
далового дерева и приносят ему в дар цветы. Монахи дзэн-буд-
дистского монастыря в Японии сидят, скрестив ноги, выпрямив
спину, в полном молчании, лишь изредка нарушаемом шумом
летучей мыши ктосаки, падающей им на плечи. На горе в Мехи-
ко мужчины, женщины и дети, которые без пищи и воды пляса-
ли в течение нескольких дней, приветствуют пролетающего
над их головами орла, дуя в маленькие деревянные свистульки,
висящие у них на шеях. У реки в Айове сидит молодая женщи-
на с закрытыми глазами и молится мирозданию о том, чтобы
вся ее жизнь имела священный смысл.
Еще в глубокой древности человек понял, что люди живут по-раз-
ному. Первый же человек, попавший в чужое стойбище, обнару-
жил, что не может ни говорить с чужаками, ни понимать увиден-
ное, т.е. осознал факт культурного своеобразия. И если ему
посчастливилось вернуться домой живым, эти темы ложились
в основу долгих разговоров у костра. Большинству людей нра-'
вятся истории о необычном поведении чужестранцев. Им инте-
ресно узнавать не столько о далеких землях, сколько об уди-
вительных людях. Истории о чужих обычаях всегда служили
излюбленной темой бесед. Им внимали со смешанным чувством
самодовольства и тайной зависти, которая составляет прелесть
разговоров в узком кругу. Величайший Геродот, античный исто-
рик, значительную часть своей «Истории» посвятил тому, что
мы сегодня назвали бы описанием культуры.
На принадлежащих Индии Андаманских островах в горных тро-
пических лесах обитают негроидные племена. Они сохранили
первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охо-
той. Эти племена, особенно племя джарва, избегали всяких
Введение
контактов с поселенцами Андаманов, не пускали их на свою
территорию. Поэтому индийские власти объявили районы оби-
тания племени заповедными и закрытыми для посещения и ле-
соразработок.
Конечно, ученых-антропологов, изучающих проблемы происхож-
дения и эволюции человека, не могла не привлечь уникальная
|
|
возможность познакомиться с неизвестными племенами, их об-
разом жизни. Они стали регулярно посещать эти районы, остав-
ляя на пляжах подарки аборигенам — ткани, гроздья бананов,
пакеты риса. Однако несколько десятилетий подряд все дары
отвергались: их попросту выбрасывали в море. Лишь в феврале
1974 г. одна из групп джарва приняла подарки от чужих людей.
Затем контакты стали постоянными. Джарва брали привозимые
подарки, а команде судна выносили лесные плоды. Непреодо-
лимая ранее стена отчуждения, страха и недоверия наконец-
то рухнула. Наладились контакты, и в результате состоялась
встреча двух культур.
Это событие может показаться незначительным, хотя на самом
деле оно имеет общий интерес: две разные культуры, одновре-
менно существующие на земле, вступили в общение — культу-
ра патриархальная и культура современная.
Однако почему мы проводим разграничение между культурами?
Ведь они не разделены тысячелетиями. Обе культуры сущест-
вуют сегодня, но почему же «современной» мы называем толь-
ко одну из них?
Обратите внимание: в нашем сопоставлении подразумевается,
что культура в целом непрерывно развивается, меняет свой
облик, отражая образ изменяющегося мира. Если же где-то она
остается неизменной, то мы называем ее «древней», «патриар-
хальной».
Но насколько справедлива такая оценка? Разве мы знаем опре-
деленно, в какой культуре человек чувствует себя свободно,
счастливо? Если принять за точку отсчета современный быт,
тогда древние культуры вполне очевидно уступают нашей.
Нынешняя культура использует огромные достижения на-
уки и техники. Она создает уют и благоденствие. Лучше
жить в благоустроенной квартире с компьютером и телеви-
зором, нежели в пещере. Человек современного мира поль-
зуется плодами новейших технологий: он смотрит телевизи-
онные матчи одновременно с десятками миллионов других
людей, он звонит по сотовому телефону, осваивает компью-
Введение 11
терную технику. Отсюда рождается понятное снисходитель-
ное отношение к патриархальной культуре: мол, там люди
были лишены всего этого.
Однако в какой мере можно доверять такому взгляду? Не скрыто
ли здесь неоправданное высокомерие? Современные люди на-
зывают первобытных охотников «дикими». Еще бы: они рас-
полагали топором, копьем да луком. То ли дело у нас — атом-
ные станции, ракеты, космические корабли. Нужны ли еще до-
казательства того, что мы умнее? Но, оказывается, охотиться
на мамонта с копьями и топором гораздо труднее, чем нажи-
мать кнопки на автоматическом устройстве. Можно сидеть
возле электронно-вычислительной машины и быть при этом,
мягко говоря, туповатыми. Нетрудно предположить, что пер-
вобытные люди были инициативными, мужественными, лов-
кими и сообразительными.
А что, если посмотреть на нашу современную жизнь глазами
древнего человека? Наверняка многое в ней вызовет удивле-
ние и полное недоумение. Древний человек жил в соответст-
вии с ритмами Солнца, укладывался спать, когда темнело. Мы
же разрушили это соответствие, согласие с природой. Более
того, естественная среда оказалась предельно преображен-
ной. Лишь в некоторых приборах остался тот чистый воздух,
которым когда-то дышали наши предки. Мы сохранили только
крошечные оазисы нетронутой девственной природы. Загряз-
нены светлые воды рек, морей и даже океанов.
Мир культур разнообразен и во многом причудлив. Здесь есть
о чем поразмышлять, что сравнить, проанализировать. Этим
и занимается новая гуманитарная дисциплина — культуро-
Логия.
Глава I