Ведение, сознание и помыслы людей, распоряжаться их

судьбами. В самых примитивных обществах, где основным ис-

точником существования была охота или собирательство,

. власть осуществляло лицо, которое, по всеобщему признанию,

было компетентным для выполнения этой задачи. То, какими

Глава VII. Ступени культуры 117

качествами должен был обладать этот человек, в большей сте-

пени зависело от конкретных обстоятельств. Как правило, эти

качества включали жизненный опыт, мудрость, великодушие,

мастерство, внешность, храбрость. Во многих племенах не су-

ществовало постоянной власти. Она устанавливалась тогда,

когда возникала необходимость в ней. Разные представители

власти осуществляли ее в различных сферах: ведения войны,

отправления религии, решения споров. Когда исчезали или

ослабевали качества, на которые опиралась данная власть, пе-

реставала существовать и власть.

В XIX в. К. Маркс показал значение экономической власти. Однако

он преувеличил его. По мнению марксистов, кто обладает день-

гами, тот обладает свободой, поскольку при необходимости он

может купить оружие и гангстеров. Однако, как считает британ-

ский философ К. Поппер (1902-1994), Маркс первым признал

бы, что это верно не для всех государств. В истории бывали вре-

мена, когда, к примеру, всякая эксплуатация была грабежом, не-

посредственно основанным на власти военной силы. «И сегодня

немногие поддержат наивный взгляд, согласно которому «про-

гресс истории» раз и навсегда положил конец этому прямому

способу эксплуатации людей. Сторонники такого взгляда оши-

бочно полагают, что, поскольку формальная свобода однажды

была завоевана, для нас уже невозможно подпасть под власть та-

ких примитивных форм эксплуатации» (Поппер К. Открытое

общество и его враги. Ч. 2, М., 1992, с. 149).

Американский философ Э.Фромм показал, что наше понимание

власти в соответствии с тем или иным сдособом существова-

ния зависит от осознания нами того, что слово «власть» — до-

статочно широкий термин и имеет два совершенно разных

знания: власть может быть либо «рациональной», либо «ир-

рациональной». Рациональная власть зиждется на силе

и служит эксплуатации того, кто ей подчиняется.

По мнению Э. Тоффлера, нас ждет глобальная битва за власть. Но

что оказывается ее основой? Не насилие, не деньги, а знание.

Такова новая концепция власти, которую обосновывает Э. Тоф-

флер. Прежняя система власти разваливается. В офисе, в су-

пермаркете, в коридорах исполнительной власти, в церквах,

больницах, школах, домах старые модели власти рушатся, об-

ретая при этом новые, непривычные черты. Крушение старо-

го стиля управления убыстряется в деловой и повседневной

жизни. Прежние рычаги власти оказываются бесполезными.

1 1 8 Глава VII. Ступени культуры

Современная структура власти зиждется уже не на мускульной

силе, богатстве или насилии. Ее пароль — интеллект. Рас-

пространение новой экономики, основанной на знании, счи-

тает Тоффлер, оказалось взрывной волной, которая обеспе-

чила новый этап гонки для развитых стран. Именно так три-

ста лет назад индустриальная революция заложила основу

для грандиозной системы производства материальных цен-

ностей. Задымили заводы. Теперь все это — далекая исто-

рия...

Прежняя власть могла опираться на насилие. Всем известно, что

история человечества во многом выглядит как летопись наси-

лия. В первобытном нравственном сознании колоссальную

роль играла месть. Она оставалась и в христианском сознании.

Инстинкт и психология родовой мести, столь противополож-

ные христианству, перешли в своеобразное понимание чести

— необходимо защищать свою честь и честь своего рода с ору-

жием в руках, проливая кровь. Древняя совесть совсем не бы-

ла связана с личной виной. Месть и наказание не направля-

лись прямо на того, кто был виноват и ответствен. Родовая

месть была безличной.

Культ силы безбожен и бесчеловечен. Это культ низшей мате-

риальной силы, неверие в силу духа и закона. Но ложному

культу силы, как полагал Н.А. Бердяев, противополагаются не

защита слабости и бессилия, а дух и свобода, в социальной

жизни — право и справедливость. Закон этого природного ми-

ра есть борьба индивидов, семейств, родов, племен, наций, го-

сударств, империй за существование и преобладание. Демон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: