Кто из современных социологов разработал концепцию

«волн истории»?

120 Глава VII. Ступени культуры

8. Что будет главенствовать в новой цивилизации будущего?

9. Какие недостатки имеет формационный подход к истории?

В чем достоинства идеи «единого человечества»?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белл Д. Становление постиндустриального общества. М., 1976.

2. Гарднер Клинтон. Между Востоком и Западом. М., 199*3.

3. Гуревич П.С. Первообразы культуры//Лики культуры. Альманах. Т. 1,

М., 1995, с. 500-515.

4. Поппер К. Открытое общество и его враги. Ч. 1>и ч. 2, М., 1992.

5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М„ 2001.

Темы рефератов:

1. Универсализм в истории.

2. Идея всеобщей истории.

3. Формационные концепции развития культуры.

4. Цивилизация XXI века.

Глава VIII

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ

МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Понятие цивилизации

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-пра-

вовой) — понятие многозначное. Можно указать, по крайней

мере, на три основных его значения. Сначала просветители

XVIII в. ввели это слово для обозначения высокоразвитого в

культурном отношении общества, основанного на государст-

венно-правовых, разумных и справедливых началах. Такое об-

щество противопоставлялось патриархальным, родоплеменным

отношениям отсталых в своем развитии народов как в древнос-

ти, так и на открытых, европейцами в XVI—XVIII вв. землях.

В XIX в. слово «цивилизация», сохраняя свое первоначальное

значение, стало приобретать дополнительные оттенки и слу-

жить инструментарием для различных исследований. Так, аме-

риканский этнограф Л.Г. Морган в книге «Древнее общество»

(1877) попытался создать собственную периодизацию исто-

рии. Цивилизацию он рассматривал как третью, завершающую

стадию развития общества, которая следует за дикостью и вар-

варством. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной

собственности и государства» (1884) пытался сопоставить дан-

ную периодизацию с марксистской концепцией общественно-

экономических формаций. Дикость и варварство он относил

к первобытно-общинному строю, а цивилизацию — к обществу

в целом. Поэтому периодизация Л. Моргана приобрела харак-

тер трех последовательных триад, поскольку каждая из трех

стадий в свою очередь разделялась на низшую, среднюю и выс-

шую ступени. В цивилизации такими ступенями оказалось раб-

ство, крепостничество и капитализм.

Таким образом, в первом случае рождается традиционная куль-

турфилософская проблематика, восходящая к немецким ро-

мантикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже

не воспринимаются как синонимы. Органика культуры про-

122 Глава VIII. Цивилизационная модель культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: