«волн истории»?
120 Глава VII. Ступени культуры
8. Что будет главенствовать в новой цивилизации будущего?
9. Какие недостатки имеет формационный подход к истории?
В чем достоинства идеи «единого человечества»?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белл Д. Становление постиндустриального общества. М., 1976.
2. Гарднер Клинтон. Между Востоком и Западом. М., 199*3.
3. Гуревич П.С. Первообразы культуры//Лики культуры. Альманах. Т. 1,
М., 1995, с. 500-515.
4. Поппер К. Открытое общество и его враги. Ч. 1>и ч. 2, М., 1992.
5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М„ 2001.
Темы рефератов:
1. Универсализм в истории.
2. Идея всеобщей истории.
3. Формационные концепции развития культуры.
4. Цивилизация XXI века.
Глава VIII
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ
МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Понятие цивилизации
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-пра-
вовой) — понятие многозначное. Можно указать, по крайней
мере, на три основных его значения. Сначала просветители
XVIII в. ввели это слово для обозначения высокоразвитого в
культурном отношении общества, основанного на государст-
|
|
венно-правовых, разумных и справедливых началах. Такое об-
щество противопоставлялось патриархальным, родоплеменным
отношениям отсталых в своем развитии народов как в древнос-
ти, так и на открытых, европейцами в XVI—XVIII вв. землях.
В XIX в. слово «цивилизация», сохраняя свое первоначальное
значение, стало приобретать дополнительные оттенки и слу-
жить инструментарием для различных исследований. Так, аме-
риканский этнограф Л.Г. Морган в книге «Древнее общество»
(1877) попытался создать собственную периодизацию исто-
рии. Цивилизацию он рассматривал как третью, завершающую
стадию развития общества, которая следует за дикостью и вар-
варством. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной
собственности и государства» (1884) пытался сопоставить дан-
ную периодизацию с марксистской концепцией общественно-
экономических формаций. Дикость и варварство он относил
к первобытно-общинному строю, а цивилизацию — к обществу
в целом. Поэтому периодизация Л. Моргана приобрела харак-
тер трех последовательных триад, поскольку каждая из трех
стадий в свою очередь разделялась на низшую, среднюю и выс-
шую ступени. В цивилизации такими ступенями оказалось раб-
ство, крепостничество и капитализм.
Таким образом, в первом случае рождается традиционная куль-
турфилософская проблематика, восходящая к немецким ро-
мантикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже
не воспринимаются как синонимы. Органика культуры про-
122 Глава VIII. Цивилизационная модель культуры