в нем неисчерпаемую поэзию. Мир хозяйства традиционно
считался мертвым, косным. Предполагалось, что сфера экономи-
ки с ее заботами о насущном ограничивает и стирает вдохнове-
ние души. В предшествующей культуре гений выглядел проти-
востоянием ремесленнику, а поэт — торговцу, рыцарь — ростов-
щику. В эпоху Реформации возвышенность духа укоренилась
в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преоб-
разованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли
законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась
как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перест-
раивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг.
Этим же диктовалось желание совершенствовать свое мастер-
ство, свой хозяйственный навык. Однако понимание труда как
ценности еще не выражало целиком внутренний мир человека
эпохи Реформации.
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного суще-
ствования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полу-
ченная прибыль должна немедленно обслужить гедонистичес-
кие (связанные с наслаждением) потребности человека. На-
против, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести
некое накопление, преодолев искушение всяческих удовольст-
вий. Если католицизм считал заботу о нищих святым и добрым
поступком, то протестантизм отверг этот предрассудок. Мило-
сердие понималось как готовность помочь обездоленному ос-
воить профессию и позволить ему продуктивно работать.
Одной из высших добродетелей считалась бережливость. Но речь
шла вовсе не о накоплении как таковом. Полученную прибыль
человек новой эпохи не пускал в расход. Приращение не оседа-
ло мертвым грузом. Напротив, оно требовало от агента хозяйст-
венной жизни еще большего напряжения. Важно было выйти
за пределы повседневного наличного опыта и отыскать сферу
Главах. Преображение ценностей в культуре 159
малоизвестного, область риска. Эпоха Реформации открыла за-
предельность там, где она менее всего предполагалась, — в эко-
номическом укладе, в мире хозяйства. Прибыль, следовательно,
всегда больше того, что она приносит владельцу. Приращение
Богатства — это выход за пределы насущного, нужного, по-
Требляемого, это чистый прирост бытия. Это прыжок в не-