Предпринимательство же провоцирует в человеке новые, мало-
известные стороны его натуры. Деловой расчет немыслим без
напряжения, риска, конкретная выгода — без страха перед
банкротством. Понимание труда как божественного призва-
ния — это приглашение к иному существованию, к бесконеч-
ной игре возможностей. Человек отыскивает в наличном ми-
ре не себя самого, а иного, некий собственный идеал, именно
то, кем он может стать. В человеке просыпается множество
новых «Я», которые он стремится воплотить в дерзновенном
замысле.
Когда немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) поставил во-
прос: какое сплетение обстоятельств привело к тому, что
именно на Западе, и только здесь, возникли определенные яв-
ления культуры, которые приобрели затем универсальное зна-
чение, он имел в виду прежде всего ценностные ориентации.
Капиталистические авантюристы существовали во всем мире.
Однако именно в Европе эпохи Реформации сложился новый
комплекс жизненных ориентации. Экономический рациона-
|
|
лизм, по мнению Вебера, зависит и от предрасположенности
людей к определенным видам практически-рационального
жизненного поведения (См. Вебер М. Избранные произведе-
ния. М., 1900, с. 61).
Капитализм, как подчеркивал Вебер, существовал в Китае, Индии,
Вавилоне, в древности, в Средние века. Однако ему недостава-
ло именно своеобразного этоса. У человека эпохи Реформации
часто обнаруживается известная сдержанность и скромность.
Индивиду докапиталистической эпохи накопление материаль-
ных благ благодаря личному аскетизму казалось непонятным
и таинственным, грязным и достойным презрения.
Протестантская этика регламентировала образ жизни человека
едва ли не во всем. Ее предписания касались не только про-
изводственной, но и социальной практики. Она требовала ка-
чества труда и дисциплины. Эта этика осуждала также пьян-
ГлаваХ. Преображение ценностей в культуре 161
6 Культурология
ство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к
труду и обучать религиозной вере, т.е. умению читать и по-
нимать Библию.