пряжение сил и страсти. Она может также иллюстрировать
слабость духа, бездействие, карикатурность, изнанку смысла.
Историческое сознание обладает этико-дидактическим содер-
жанием. Оно способно выступить в роли учителя жизни. В ис-
торическом опыте люди культуры черпают энтузиазм и ду-
шевные порывы. Историческое сознание обладает ценност-
ным измерением. Оно задает оценки и смыслы человеческого
существования.
Огромная дистанция отделяет миф от исторического сознания, ко-
торое является глубинным, последовательным и разносторон-
ним осмыслением исторического процесса. Принципиально
иным становится историческое сознание с того момента, когда
оно начинает опираться на данные культуры, эмпирические
факты, и только на них. Такая попытка проявилась уже в леген-
дах о возникновении культуры из мира природы, которые рас-
пространялись повсюду, — от Китая на Востоке до стран Запа-
да. Библейское ограничение во времени (6000-летнее сущест-
вование мира), как отмечает К. Ясперс, было устранено. Перед
|
|
человеком и человечеством разверзлась пропасть прошлого
и будущего. Исследователи ищут в прошлом следы историчес-
ких событий, документы и памятники былых времен.
Глава XII. Культура и история .,:•••. •,..-••.,: • • • 1 8 7 -
Эпоха рождает людей. Люди дорисовывают образ времени. Пере-
краивают его. История из глубины веков тянет свою путеводную
нить. Вглядываясь в эпоху, мы можем приблизить к себе челове-
ка и постараться понять его...Размышляя о личности, мы способ-
ны угадать смысл протекшего, войти в мир истории. Каков век,
таковы в целом мысли и чувства людей. Мы разгадываем время
по берестяным грамотам, по церковным храмам, по летописным
повествованиям, по архитектурным сооружениям.
Человек издавна создавал себе картину целого: сначала в виде
мифов (в теогониях и космогониях, где человеку отведено оп-
ределенное место), затем в картине божественных деяний, дви-
жущих политическими судьбами мира (видение истории про-
роками), затем как данное в откровении целостное понима-
ние истории от сотворения мира до грехопадения человека
и Страшного Суда (Августин Блаженный). Затем родилась еди-
ная обобщающая картина мира в его целостности. Тогда выяви-
лось наличие различных культурных сфер и их развитие.
«Осевое время»
«Осевое время» — резкий поворот в истории, знаменовав-
Шим собой переход от древних культур к духовному исто-