Существует представление о том, что после эпохи Возрождения
началось постепенное «отступление» религии в европейской
истории. Этот процесс был связан, по мысли М. Вебера, с осо-
бым парадоксом в рациональности «западного типа». По мере
углубления процесса рационализации, который начался с раз-
мышления о религиозной картине мира, стал происходить
спад религиозности.
Если спросить европейца, какое главное качество отличает чело-
века от животного, он наверняка ответит: разум, сознание. Та-
кой ответ показался бы странным, например, африканцу. Тот от-
дал бы предпочтение эмоциям, пластике тела, но отнюдь не уму,
не разуму. В античной философии человек был назван homo
sapiens. Культ разума — стержень европейской культуры.
В средние века эта тенденция продолжала развиваться. Срав-
ним, для примера, индийского аскета, который, удалившись от
светского мира, жил в пещере, сохраняя относительно свобод-
ный режим дня. Его действия были во многом спонтанны. От-
шельник мог свободно распорядиться своим поведением.
|
|
Средневековый отшельник, напротив, располагал множеством
неукоснительных требований, которые подчиняли его жизнь
строгим регаментациям. «Характерной чертой именно запад-
ного монашества, — пишет М. Вебер, — является отношение
к труду как к гигиенически-аскетическому средству, и значение
труда растет в отличавшемся величайшей простотой уставе
цистерцианцев. В отличие от нищенствующих монахов в Ин-
дии на Западе нищенствующие монахи вскоре после их появ-
ления были поставлены на службу церковной иерархии и ра-
циональным целям: систематической caritas (милосердие), ко-
246 ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение?;
торая на Западе превратилась в рациональное «предприятие»,
проповеди и суды над еретиками. Наконец, орден иезуитов
полностью отказался от негигиенических запретов древней
аскезы и установил рациональную дисциплину в деле достиже-
ния церкви. (Работы М. Вебера по социологии религии и куль-
туре. Вып. 2, Ж, 1991, с. 203).
Так, в европейской культуре формировался принцип рационально-
сти. Рациональность (rationalis — разумный, ratio — разум) —•
принцип разумности, основанный на разуме, адекватный крите-
риям разума.
По мнению многих культурологов, рациональное может рас-
Сматриваться как универсальная категория, охватываю-
щая чистую логику в классическом и современном мыш-