Рациональность

Существует представление о том, что после эпохи Возрождения

началось постепенное «отступление» религии в европейской

истории. Этот процесс был связан, по мысли М. Вебера, с осо-

бым парадоксом в рациональности «западного типа». По мере

углубления процесса рационализации, который начался с раз-

мышления о религиозной картине мира, стал происходить

спад религиозности.

Если спросить европейца, какое главное качество отличает чело-

века от животного, он наверняка ответит: разум, сознание. Та-

кой ответ показался бы странным, например, африканцу. Тот от-

дал бы предпочтение эмоциям, пластике тела, но отнюдь не уму,

не разуму. В античной философии человек был назван homo

sapiens. Культ разума — стержень европейской культуры.

В средние века эта тенденция продолжала развиваться. Срав-

ним, для примера, индийского аскета, который, удалившись от

светского мира, жил в пещере, сохраняя относительно свобод-

ный режим дня. Его действия были во многом спонтанны. От-

шельник мог свободно распорядиться своим поведением.

Средневековый отшельник, напротив, располагал множеством

неукоснительных требований, которые подчиняли его жизнь

строгим регаментациям. «Характерной чертой именно запад-

ного монашества, — пишет М. Вебер, — является отношение

к труду как к гигиенически-аскетическому средству, и значение

труда растет в отличавшемся величайшей простотой уставе

цистерцианцев. В отличие от нищенствующих монахов в Ин-

дии на Западе нищенствующие монахи вскоре после их появ-

ления были поставлены на службу церковной иерархии и ра-

циональным целям: систематической caritas (милосердие), ко-

246 ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение?;

торая на Западе превратилась в рациональное «предприятие»,

проповеди и суды над еретиками. Наконец, орден иезуитов

полностью отказался от негигиенических запретов древней

аскезы и установил рациональную дисциплину в деле достиже-

ния церкви. (Работы М. Вебера по социологии религии и куль-

туре. Вып. 2, Ж, 1991, с. 203).

Так, в европейской культуре формировался принцип рационально-

сти. Рациональность (rationalis — разумный, ratio — разум) —•

принцип разумности, основанный на разуме, адекватный крите-

риям разума.

По мнению многих культурологов, рациональное может рас-

Сматриваться как универсальная категория, охватываю-

щая чистую логику в классическом и современном мыш-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: