ламизации мира. Рождаются мощные фундаменталистские
движения. Но природа их оказалась двойственной. С одной
стороны, фундаментализм позволяет обращаться к традиции,
которая служит основанием для прочищения прогрессистских
иллюзий. С другой стороны, он предлагает не столько разма-
тывание назад исторических витков, сколько достижение но-
вого социально-культурного идеала.
Европа затрепетала от исламской угрозы. Восток возвестил кон-
чину белой расы в исторической перспективе. Мощно обозна-
чил себя афроцентризм. Поэтизация расы нашла отражение'
в стремлении Японии вернуться в Азию, в «индуизации» Ин-
дии, реисламизации Ближнего Востока. Уже отмечалось, что
Самуэль Хангтингтон предупредил человечество о том, что
258 Глава XVI. Кризис религии или религиозное возрождение?
в современном мире происходит противоборство различных
цивилизаций, вскормленных различными религиями. Углу-
бится противостояние рас и религий. Взаимовлияние культур,
которое А. Тойнби называл «радиацией культур», а Н.Я. Дани-
|
|
левский — «почвенным удобрением», исчерпало себя. Теперь —
отторжение...
В древнем мире существовало многобожие. Потом возникли ми-
ровые религии. Сегодня мы снова можем говорить о многобо-
жии. Наряду с великими религиями, которые объединяли лю-
дей независимо от этнических, языковых или политических
связей, сегодня существует множество других верований. По-
рой они эксцентричны, странны. Признание Бога причудливо
соединяется в них с высоким предназначением науки. В них
подчас сплетены богомольные представления, заимствован-
ные из разных религий.
Вот что пишет об этом американский культуролог Э. Тоффлер
в книге «Метаморфозы власти»: «Когда Салман Рушди выпус-
тил роман «Сатанинские стихи», опьяненный кровью аятолла
Хомейни, объявил книгу богохульной, призвал правоверных
к убийству автора и обратился с историческим посланием к пра-
вительствам всех стран мира. Послание это мгновенно было
передано по спутниковой связи, оно появилось на телевиде-
нии и в печати и при всем том осталось абсолютно непонятым
(Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 557).
В действительности Хомейни объявил, что «суверенные» госу-
дарства вовсе не суверенны, что они подлежат власти нынеш-
него сюзерена, шиитской церкви, и границы этой власти опре-
деляет он, Хомейни. Что религия или церковь имеет права, сто-
ящие выше прав государств. По мнению Тоффлера, абсолютно
иной вариант того же явления — возрастающая глобальная
мощь католической церкви. Папская дипломатия последнее
время участвовала в основных лолитических подвижках — от
|
|
Филиппин до Панамы. Эта религиозная активность — часть
поднимающегося наступления на светские основы жизни, ко-
торые, по мнению Тоффлера, лежат в фундаменте дипломатии
индустриальной эпохи и поддерживают разумную власть меж-
ду церковью и государством. «Если Европа станет христиан-
ским, а не светским сообществом, какое место в ней займут не-
верующие, или индуисты, или евреи, или 11 млн. иммигрантов-
мусульман, которые с недавних пор стали в Европе дешевой
рабочей силой?» (там же, с. 560).
ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 259
Неужели все это призвано разъединить людей и даже спровоци-
ровать их истребление? А ведь религия издревле считалась
явлением мировой культуры. Культурологи всегда подчерки-
вали, что любая религия — это переворот в духовном раз-
витии человечества. Неужели культуры, одухотворенные
Божьим словом, обречены на конфликт и фатальное разъеди-
нение? Действительно ли мировые религии могут расколоть
человечество? Попробуем взглянуть на проблему глазами
культуролога, чтобы через анализ психологических механиз-
мов понять, откуда берется образ врага, который принял сего-
дня зловещие формы?
Ни отдельный человек, ни культура в целом не могут существо-
вать без ощущения своей тождественности. Глубинная, труд-
ноутолимая потребность человека — ощутить свои корни,
свою почву, прочность уз с другими людьми. Индивид, забро-
шенный в мир таинственных вещей и явлений, оказывается,
просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение
и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориен-
тации, которая давала бы ему возможность отождествить себя
с другим признанным образцом..
То же самое относится и к культуре. Каждая из них пытается
выразить собственное ценностно-смысловое содержа-
ние, осознать себя как некую особость. При этом рождает-
ся понятная отстраненность от тех, кто иначе воспринимает
мир, демонстрирует специфические черты. Как относиться к
этому непохожему? Можно принять его в качестве уникаль-
ного, своеобразного, непостижимого. Не исключено ощутить
иное в качестве «гражданина мира» как свидетельство раз-
ноообразия мира.
Но можно принять и другой ход мысли. Платон утверждал, что
варвары являются естественными врагами греков и что с ни-
ми нужно вести борьбу вплоть до полного их порабощения.
Аристотель считал, что варваров следует оценивать как ра-
бов по природе. Не доставляло ли язычникам неизъяснимое
блаженство, когда первых христиан, завернутых в промас-
ленные ткани, превращали в пылающие факелы? Непохожее
надо уничтожить...
Противопоставление, построенное по схеме «мы» и «они» —
одно из древнейших. Сталкиваясь с другим жизненным укла-
дом, другими традициями, непонятными нравами, люди куль-
туры сопоставляли их со своими собственными и нередко аг-
260 ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение?
рессивно отвергали. Это иное заслуживало осуждения и ис-
коренения. Манихеи учили, что мир изначально разъединен.
Свое — это мир света, чужое — мир тьмы. Противостояние
фатально...
Прошлый век вошел в историю как столетие концепции диалога,
полифонии... Мы пишем сегодня о мире человеческих оклика-
ний. Человеческое бытие хрупко, но стойкость его зависит от
душевной и умственной отзывчивости. Услышать голос! Дале-
кий, чуждый, и, возможно, неслышный. Выйти в мир другой
человеческой вселенной. Ощутить посторонний голос как осо-
бую точку зрения. Как все это несовместимо с давней тради-
цией вынашивания образа врага, меняющего свои лики, но
возрождаемого в плодоносящем лоне!
«Пророки, апостолы, пастыри, ученики Христовы во всех наро-
дах, следуя Слову своего Учителя и Господа, возвещают духов-
|
|
ную, т.е. самую глубокую революцию человечества. Ведь ка-
кие бы социальные реформы ни проводились, какие бы рево-
люции в мире не совершались — они ни к чему хорошему
человечество не приведут, если сам человек будет оставаться
эгоистом и в нем не будет совершаться духовный процесс
борьбы за добро, за правду и любовь — то есть та истинная ре-
волюция мира, истины и любви, правды и добра, которую при-
нес на землю Свет мира — Христос и, по вере человека, совер-
шает ее в человеке» (Архиепископ Иоанн Сан-Франциссний.
Избранное. Петрозаводск, 1992, с. 477).
Будущее религиозное возрождение не должно превратить-
ся в схватку мировых религий, в столкновение цивилиза-
ций. Между тем игра новых глобальных сил в будущих деся-
тилетиях не может быть понята сегодня без учета возрастаю-
щей власти ислама, католицизма и других религий — равно