Ходит в форме рехристианизацииг реиндуизации и реис-

ламизации мира. Рождаются мощные фундаменталистские

движения. Но природа их оказалась двойственной. С одной

стороны, фундаментализм позволяет обращаться к традиции,

которая служит основанием для прочищения прогрессистских

иллюзий. С другой стороны, он предлагает не столько разма-

тывание назад исторических витков, сколько достижение но-

вого социально-культурного идеала.

Европа затрепетала от исламской угрозы. Восток возвестил кон-

чину белой расы в исторической перспективе. Мощно обозна-

чил себя афроцентризм. Поэтизация расы нашла отражение'

в стремлении Японии вернуться в Азию, в «индуизации» Ин-

дии, реисламизации Ближнего Востока. Уже отмечалось, что

Самуэль Хангтингтон предупредил человечество о том, что

258 Глава XVI. Кризис религии или религиозное возрождение?

в современном мире происходит противоборство различных

цивилизаций, вскормленных различными религиями. Углу-

бится противостояние рас и религий. Взаимовлияние культур,

которое А. Тойнби называл «радиацией культур», а Н.Я. Дани-

левский — «почвенным удобрением», исчерпало себя. Теперь —

отторжение...

В древнем мире существовало многобожие. Потом возникли ми-

ровые религии. Сегодня мы снова можем говорить о многобо-

жии. Наряду с великими религиями, которые объединяли лю-

дей независимо от этнических, языковых или политических

связей, сегодня существует множество других верований. По-

рой они эксцентричны, странны. Признание Бога причудливо

соединяется в них с высоким предназначением науки. В них

подчас сплетены богомольные представления, заимствован-

ные из разных религий.

Вот что пишет об этом американский культуролог Э. Тоффлер

в книге «Метаморфозы власти»: «Когда Салман Рушди выпус-

тил роман «Сатанинские стихи», опьяненный кровью аятолла

Хомейни, объявил книгу богохульной, призвал правоверных

к убийству автора и обратился с историческим посланием к пра-

вительствам всех стран мира. Послание это мгновенно было

передано по спутниковой связи, оно появилось на телевиде-

нии и в печати и при всем том осталось абсолютно непонятым

(Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 557).

В действительности Хомейни объявил, что «суверенные» госу-

дарства вовсе не суверенны, что они подлежат власти нынеш-

него сюзерена, шиитской церкви, и границы этой власти опре-

деляет он, Хомейни. Что религия или церковь имеет права, сто-

ящие выше прав государств. По мнению Тоффлера, абсолютно

иной вариант того же явления — возрастающая глобальная

мощь католической церкви. Папская дипломатия последнее

время участвовала в основных лолитических подвижках — от

Филиппин до Панамы. Эта религиозная активность — часть

поднимающегося наступления на светские основы жизни, ко-

торые, по мнению Тоффлера, лежат в фундаменте дипломатии

индустриальной эпохи и поддерживают разумную власть меж-

ду церковью и государством. «Если Европа станет христиан-

ским, а не светским сообществом, какое место в ней займут не-

верующие, или индуисты, или евреи, или 11 млн. иммигрантов-

мусульман, которые с недавних пор стали в Европе дешевой

рабочей силой?» (там же, с. 560).

ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 259

Неужели все это призвано разъединить людей и даже спровоци-

ровать их истребление? А ведь религия издревле считалась

явлением мировой культуры. Культурологи всегда подчерки-

вали, что любая религия — это переворот в духовном раз-

витии человечества. Неужели культуры, одухотворенные

Божьим словом, обречены на конфликт и фатальное разъеди-

нение? Действительно ли мировые религии могут расколоть

человечество? Попробуем взглянуть на проблему глазами

культуролога, чтобы через анализ психологических механиз-

мов понять, откуда берется образ врага, который принял сего-

дня зловещие формы?

Ни отдельный человек, ни культура в целом не могут существо-

вать без ощущения своей тождественности. Глубинная, труд-

ноутолимая потребность человека — ощутить свои корни,

свою почву, прочность уз с другими людьми. Индивид, забро-

шенный в мир таинственных вещей и явлений, оказывается,

просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение

и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориен-

тации, которая давала бы ему возможность отождествить себя

с другим признанным образцом..

То же самое относится и к культуре. Каждая из них пытается

выразить собственное ценностно-смысловое содержа-

ние, осознать себя как некую особость. При этом рождает-

ся понятная отстраненность от тех, кто иначе воспринимает

мир, демонстрирует специфические черты. Как относиться к

этому непохожему? Можно принять его в качестве уникаль-

ного, своеобразного, непостижимого. Не исключено ощутить

иное в качестве «гражданина мира» как свидетельство раз-

ноообразия мира.

Но можно принять и другой ход мысли. Платон утверждал, что

варвары являются естественными врагами греков и что с ни-

ми нужно вести борьбу вплоть до полного их порабощения.

Аристотель считал, что варваров следует оценивать как ра-

бов по природе. Не доставляло ли язычникам неизъяснимое

блаженство, когда первых христиан, завернутых в промас-

ленные ткани, превращали в пылающие факелы? Непохожее

надо уничтожить...

Противопоставление, построенное по схеме «мы» и «они» —

одно из древнейших. Сталкиваясь с другим жизненным укла-

дом, другими традициями, непонятными нравами, люди куль-

туры сопоставляли их со своими собственными и нередко аг-

260 ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение?

рессивно отвергали. Это иное заслуживало осуждения и ис-

коренения. Манихеи учили, что мир изначально разъединен.

Свое — это мир света, чужое — мир тьмы. Противостояние

фатально...

Прошлый век вошел в историю как столетие концепции диалога,

полифонии... Мы пишем сегодня о мире человеческих оклика-

ний. Человеческое бытие хрупко, но стойкость его зависит от

душевной и умственной отзывчивости. Услышать голос! Дале-

кий, чуждый, и, возможно, неслышный. Выйти в мир другой

человеческой вселенной. Ощутить посторонний голос как осо-

бую точку зрения. Как все это несовместимо с давней тради-

цией вынашивания образа врага, меняющего свои лики, но

возрождаемого в плодоносящем лоне!

«Пророки, апостолы, пастыри, ученики Христовы во всех наро-

дах, следуя Слову своего Учителя и Господа, возвещают духов-

ную, т.е. самую глубокую революцию человечества. Ведь ка-

кие бы социальные реформы ни проводились, какие бы рево-

люции в мире не совершались — они ни к чему хорошему

человечество не приведут, если сам человек будет оставаться

эгоистом и в нем не будет совершаться духовный процесс

борьбы за добро, за правду и любовь — то есть та истинная ре-

волюция мира, истины и любви, правды и добра, которую при-

нес на землю Свет мира — Христос и, по вере человека, совер-

шает ее в человеке» (Архиепископ Иоанн Сан-Франциссний.

Избранное. Петрозаводск, 1992, с. 477).

Будущее религиозное возрождение не должно превратить-

ся в схватку мировых религий, в столкновение цивилиза-

ций. Между тем игра новых глобальных сил в будущих деся-

тилетиях не может быть понята сегодня без учета возрастаю-

щей власти ислама, католицизма и других религий — равно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: