обсуждения.
Целью науки является знание. Мы хотим знать, как устроен мир,
каковы его свойства и структуры. Мы стремимся прежде всего к
объективному познанию мира. Следовательно, мы интересуем-
ся не только тем, что нам отвечает мир, когда мы его спрашива-
ем, каким он нам является, когда наблюдаем, экспериментиру-
ем, делаем измерения, но также его объективными структурами,
которые имеются в наличии тогда, когда их никто не наблюда-
ет. Поэтому мы не застываем на «данном»: мы выдвигаем гипо-
тезы и теории, с помощью которых мы стремимся ухватить оп-
ределенные черты мира-в-себе.
Постнаучный тип цивилизации
Дж. Фейблман попытался построить идеальный тип развитой
культуры, который он называет постнаучным. Постнаучный,
отмечает он, отличается от научного так же, как допервобыт-
ГлаваXVII. Наука в системе культуры 269
ная культура отличается от первобытной. Культуролог под-
черкивает, что познание первобытной культуры затруднено
отдаленностью прошлого, точно так же и наши краткие заме-
чания, относящиеся к постнаучной культуре, затруднены от-
даленностью будущего и являются в высшей степени умозри-
тельными и предположительными (Литология исследований
культуры. ТЛ, Санкт-Петербург, 1997, с. 220).
Основными занятиями постнаучного типа культуры, считает ав-
тор, будут наука, философия и искусство. Лидирующая роль
останется за исследовательской деятельностью, а главной це-
лью исследований станет знание. Удовольствие и удовлетво-
рение будут цениться столь же высоко, как и знание, и сами
будут превращаться в способ познания, потому что отношения
обладают такой же значимостью, как и ценности.
-Основной вопрос постнаучной культуры, обращенный к ее носи-
телям, скорее всего будет звучать так: «Насколько ты соверше-
нен?» Идеальной личностью данного культурного типа будет
та, которая сможет соединить в себе предельную специализа-
цию со всеобъемлющим интересом и пониманием. Как и в пер-
вобытной культуре, индивидуальные отличия будут измеряться
степенью включенности в общество, и личность, которая наи-
лучшим образом будет воспринимать общественные ценности,
обязательно получит преимущество и признание. Постнаучная
культура ближе всего подойдет к созданию совершенного об-
щества, ближе чем до сих пор подходила какая бы то ни была
культура. Ее цель — создание рая на земле — не может быть
полностью достигнута; к ней можно максимально приблизить-
ся, и то скорее всего только после многих веков социальных ка-
таклизмов, во время которых общество так же часто поворачи-
вает вспять, как и достигает успехов.
Непосредственная физическая и биологическая среда в период
постнаучного типа культуры полностью окажется под контро-
лем. Экономические функции будут выполняться механически.
На Земле начнется освоение территорий, прежде не включен-
ных в сферу жизнедеятельности человека. Природная среда
также будет привлекать к себе пристальное внимание и превра-
тится в область, в значительной степени находящуюся под кон-
тролем. В постнаучной культуре всему будет отведено свое ме-
сто, не будет конфликтов между теорией и практикой; люди
поймут, что фундаментальная наука продуктивна и необходи-
ма для практической деятельности и что практика является
270 ГлаваXVII, Наука в системе культуры
действительным воплощением фундаментальной теории. Чело-
век постнаучного типа культуры будет жить, непрестанно при-
нося жертву во имя достижения знания. Он поймет, что лишь то,
чему предшествует теоретическое обоснование, может быть
внедрено в практическую жизнь.
В психологической и социальной областях постнаучная культура
найдет способы применения научного метода к решению пси-
хологических и социальных проблем. Языки, в том числе обще-
принятый язык культуры, будут искусственными. Синтаксис бу-
дет целенаправленно систематизирован, и возникнет опреде-
ленная словесная одаренность. Слова будут иметь лишь одно
значение, ими будут передаваться лишь точный смысл, в то вре-
мя как дополнительные, побочные оттенки значения практиче-
ски отойдут в прошлое. Идеи, так же,- как и формы правления,
будут исследоваться соответствующей процедурой, основанной
на строгом научном методе и идеальных предлагаемых образ-
цах, которым в определенном смысле необходимо следовать.
Естественные законы физической и социальной природы будут
познаны и в большей мере станут учитываться и применяться
на практике. Художники в своей работе будут основываться на
предшествующей традиции, а не начинать каждый раз сначала,
так что искусство тоже выиграет от того, что будет по своим ме-
тодам социальным.
Короче говоря, все институты культуры постнаучного типа бу-