истины — вот один из ее основных девизов. Но это конец,
а не начало. Человеческая культура начинается с гораздо бо-
лее сложных и запутанных состояний духа. Здесь нет еще раз-
личений стадий становления науки: мифологическая стадия
отождествляется с донаучной, а донаучная — с первой стади-
ей становления собственно науки — с пранаукой.
Наука провозглашает: истина не достижима, пока человек огра-
ничивается ближайшей сферой своего непосредственного
опыта, наблюдаемыми фактами. Вместо того чтобы описывать
отдельные и изолированные факты, наука стремится дать все-
сторонний взгляд на мир. Но такой взгляд нельзя выработать
с помощью одного лишь расширения, разрастания и обогаще-
ния обыденного опыта: нужен принцип иного порядка, новая
форма интеллектуальной интерпретации.
Однако наука ищет в явлениях не только одну простоту — она
ищет порядок. Первые классификации, которые мы обнаружи-
ваем в речи, не имеют строго практической цели. Имена объек-
тов выполняют свою задачу в том случае, если они дают возмож-
|
|
ность сообщать наши мысли и согласовывать нашу практичес-
кую деятельность. Каждое явное сходство между различными
явлениями достаточно для того, чтобы обозначить эти явления
общим именем. В некоторых языках бабочек относят к птицам,
а кита — к рыбам.
Наука как общезначимое знание
По выражению К. Ясперса, «наука — это общезначимое, необходи-
мое знание» (ЯсперсК. Общая психопатология, М., 1973, с. 916).
Оно основывается на осознанных, доступных проверке методах
и всегда направлено на отдельные конкретные объекты. Новые
результаты, полученные наукой, реально воплощаются в жизнь,
причем не просто как дань преходящей моде, а повсеместно
и надолго. Любая научно установленная истина может быть на-
глядно продемонстрирована или доказана так, что разумный че-
268 Глава XVII. Наука в системе культуры
ловек, способный понять суть дела, не сможет оспорить ее необ-
ходимый характер. Все это абсолютно ясно; но зачастую различ-
ного рода ложные толкования затемняют суть дела.
1. Во имя науки мы часто удовлетворяемся простой разработкой
понятий, чисто логическими выкладками, стремлением сделать
мысль яснее и отчетливее. Все это необходимые условия научно-
сти; но сами по себе они не составляют науки, ибо им не хватает
фактического опыта. Когда не видят разницы между мышлением
как таковым и предметно наполненным знанием, наука теряется
в пустых спекуляциях и дурной бесконечности возможного.
2. Понятие «наука» зачастую безосновательно отождествляет-
ся с естествознанием. Например, по словам К. Ясперса, некото-
|
|
рые психиатры склонны всячески подчеркивать естественнона-
учный характер своих методов, особенно в тех случаях, когда с
научностью у них дело не в порядке.
Наука чрезвычайно многолика. Объект и смысл научного по-
знания изменяются в зависимости от применяемых методов.
Нельзя требовать от какого-либо одного метода того, что мо-
жет быть достигнуто только благодаря использованию совер-
шенно иных приемов исследования. При научном подходе
приемлем любой способ достижения истины, если он отвечает
таким универсальным критериям научности, как общезна-