Наука начинает с поиска простоты. Простота — признак

истины — вот один из ее основных девизов. Но это конец,

а не начало. Человеческая культура начинается с гораздо бо-

лее сложных и запутанных состояний духа. Здесь нет еще раз-

личений стадий становления науки: мифологическая стадия

отождествляется с донаучной, а донаучная — с первой стади-

ей становления собственно науки — с пранаукой.

Наука провозглашает: истина не достижима, пока человек огра-

ничивается ближайшей сферой своего непосредственного

опыта, наблюдаемыми фактами. Вместо того чтобы описывать

отдельные и изолированные факты, наука стремится дать все-

сторонний взгляд на мир. Но такой взгляд нельзя выработать

с помощью одного лишь расширения, разрастания и обогаще-

ния обыденного опыта: нужен принцип иного порядка, новая

форма интеллектуальной интерпретации.

Однако наука ищет в явлениях не только одну простотуона

ищет порядок. Первые классификации, которые мы обнаружи-

ваем в речи, не имеют строго практической цели. Имена объек-

тов выполняют свою задачу в том случае, если они дают возмож-

ность сообщать наши мысли и согласовывать нашу практичес-

кую деятельность. Каждое явное сходство между различными

явлениями достаточно для того, чтобы обозначить эти явления

общим именем. В некоторых языках бабочек относят к птицам,

а кита — к рыбам.

Наука как общезначимое знание

По выражению К. Ясперса, «наука — это общезначимое, необходи-

мое знание» (ЯсперсК. Общая психопатология, М., 1973, с. 916).

Оно основывается на осознанных, доступных проверке методах

и всегда направлено на отдельные конкретные объекты. Новые

результаты, полученные наукой, реально воплощаются в жизнь,

причем не просто как дань преходящей моде, а повсеместно

и надолго. Любая научно установленная истина может быть на-

глядно продемонстрирована или доказана так, что разумный че-

268 Глава XVII. Наука в системе культуры

ловек, способный понять суть дела, не сможет оспорить ее необ-

ходимый характер. Все это абсолютно ясно; но зачастую различ-

ного рода ложные толкования затемняют суть дела.

1. Во имя науки мы часто удовлетворяемся простой разработкой

понятий, чисто логическими выкладками, стремлением сделать

мысль яснее и отчетливее. Все это необходимые условия научно-

сти; но сами по себе они не составляют науки, ибо им не хватает

фактического опыта. Когда не видят разницы между мышлением

как таковым и предметно наполненным знанием, наука теряется

в пустых спекуляциях и дурной бесконечности возможного.

2. Понятие «наука» зачастую безосновательно отождествляет-

ся с естествознанием. Например, по словам К. Ясперса, некото-

рые психиатры склонны всячески подчеркивать естественнона-

учный характер своих методов, особенно в тех случаях, когда с

научностью у них дело не в порядке.

Наука чрезвычайно многолика. Объект и смысл научного по-

знания изменяются в зависимости от применяемых методов.

Нельзя требовать от какого-либо одного метода того, что мо-

жет быть достигнуто только благодаря использованию совер-

шенно иных приемов исследования. При научном подходе

приемлем любой способ достижения истины, если он отвечает

таким универсальным критериям научности, как общезна-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: