Долг древнего китайца — следовать ритуалу, который име-

ет небесное происхождение и является отражением прин-

ципов бытия. Постоянство китайцы хотели иметь на Земле,

а не по ту сторону жизни. Отсюда значительность роли, кото-

рая отводится ритуалу (знаменитые китайские церемонии)

и чувству долга. Феномен стыда оказывается произвольным:

его обнаружение обусловлено человеколюбием и долгом. Че-

ловек испытывает стыд, отходя от предписаний ритуала.

Понятие долга существовало и в индийской культуре.

Впервые представления о долге сложились в пределах кон-

цепции риты — нравственного порядка мира. Долг име-

ет внешний источник, но наши обязанности по отношению

к нему открываются благодаря кодане — силе, находящейся

внутри нас.

Глава XVIII. Нравственное измерение культуры ' 281

В предфилософии и философии Древней Греции для обозначения

совести часто используется слово «стыд». Поэмы Шмера, траге-

дии Софокла, Еврипида часто рассказывают о том, что герои пе-

реживают стыд. Это чувство возникает, когда герой совершает

нежелательный поступок, отходит от предписаний богов. В по-

эме «Труды и дни» Гесиод впервые упоминает совесть, которую

он отличает от стыда. В философии Демокрита подчеркивается,

что человеку надлежит в большей степени стыдиться себя, не-

жели окружающих. Так родились первые внутренние импера-

тивы человеческого поведения. Римская философия указы-

вает на природный характер совести (Сенека, Эпикур). Марк Ав-

релий считает, что совесть это «божество в тебе». Этот взгляд

отражает уже христианские представления о мире.

. Способность человека к оценке действий с точки зрения добра

и зла — основная его черта, которая, свойственна людям, хотя

и изменчива. Они могут испытывать стыд и жалость, осознавать

свою вину или недостойность собственных действий. У каждо-

го человека есть нравственный опыт, который помогает ему

выбирать между добром и злом. Нравственность — это свод

неписаных правил, определяющих благонравное поведение

человека.

Нравственность опирается на нравы, т.е. добровольное соглаше-

, ние людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стрем-

ления и действия с жизненными установками других людей,

с интересами и достоинством всего общества. Человек создал

множество миров — миры языка, поэзии, науки. Но, пожалуй,

самым важным из них является мир моральных требований —

свободы, равенства, милосердия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: