Проблемы нравственности стояли перед человечеством всегда,
начиная с истоков истории. Французский философ Жан-Жак
Руссо (1712-1778) полагал, что еще до возникновения культу-
ры так называемый естественный человек демонстрировал
примеры человеколюбия, жалости, сострадания i доброты.
Люди утратили органическую связь с природой, сложилось не-
равенство, появились лицемерие и обман.
Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще
сохранившихся в Азии, Австралии, Африке и Америке, Фрейд
сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих
282 'ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры
племенах каким-то непостижимым образом действует систе-
ма нравственных запретов, регламентирующих все стороны
жизни. В частности, древние племена отвергали убийство и
кровосмешение. Запреты обеспечивали соблюдение брач-
ных норм.
У всех народов, даже самых примитивных, встречаются нравст-
венные заповеди. Древние люди высоко ценили доблесть, са-
мопожертвование, сострадание, милосердие. А вот убийство
|
|
осуждалось. У племени акикуйю, к примеру, убийца считался
носителем какой-то скверны, которой он может заразить дру-
гих людей при соприкосновении с ним. Этнографы отмечают,
что этические ценности у архаических племен поразительно
совпадали. Общность этих святынь продиктована, видимо,
стратегией выживания, внутренним убеждением людей в том,
что социальная совместная жизнь без моральных принципов
невозможна.