философии и религии. Он заключается в проповеди воздер-
жания от нанесении вреда всему живому, без какого-либо ог-
раничения и выбора. В этом воззрении отражена идея родства
всех живых существ, неотделимости человека от природы.
В текстах Ветхого Завета насилие рассматривается как отри-
цательное, жизнеразрушительное начало. Народ Израиля
осуждал агрессию извне и не призывал к ответным действиям,
которые могли бы быть возмездием. Однако в культурах того
времени, на протяжении тысячи лет до н.э. господствовал
принцип, который назывался талионом, или принципом возда-
ющей справедливости, и звучал так: «Око за око, зуб за зуб!»
Иначе говоря, можно было применить только ответное наси-
лие, но в определенных дозах — не более того!
Наверное, не менее странной оказалась в прошлом столетии по-
зиция видного политического деятеля Индии Махатмы Ганди
(1869-1948). Он возглавил движение за независимость своей
страны от иноземных колонизаторов. Однако он призывал не
к революции, не к войне. Ганди заложил основы политики нена-
|
|
силия, продемонстрировал ее открытые возможности на опыте
борьбы за независимость Индии от колониального господства
англичан. Британская корона была вынуждена по достоинству
оценить такую последовательно проведенную позицию и пре-
доставить Индии свободу. Проповедь ненасилия признается
наиболее жизнеспособной как в современных условиях, так
и в перспективе.
Заключение '
Итак, этика — сложный и противоречивый феномен. Она за-
трагивает нравственные проблемы не только на бытовом
уровне, но и на уровне философского обоснования. Исто-
ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры 295
рия зтики — это история решения насущных, жизненно
Важных вопросов: как сохранить человеческую природу
и социальное общежитие, обеспечить нравственный рост
личности, как уберечь мир от зла и растления, как не утратить
специфически человеческое и обрести свободу, сделать нрав-
ственные святыни неотторжимыми от повседневной жизни
людей.