ГлаваXX. Техника и судьбы культуры 321
Техника у Хайдеггера — важнейший способ обнаружения
глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить1 то, что
сокрыто в нем, должно быть угадано, представлено в подлин-
ном, неискаженном лике. Через сущность техники человек
говорит с бытием, слышит его зов. Но импульс может быть
угадан неверно, ибо техника провоцирует человека на лож-
ное самораскрытие. Работы немецкого философа направле-
ны на то, чтобы раскрыть истинную сущность техники и ее
предназначение.
По мнению Хайдеггера, бытие невозможно без человеческого су-
ществования. Человек преображает вещи, переводя их из со-
стояния «наличности» в состояние «сподручности». Последнее
можно рассматривать как истинный способ бытия вещей. Тех-
ника вырастает из природного материала, но входит в экзис-
тенциальную структуру бытия человека, который обладает
способностью объективировать свои замыслы. Таким образом
человек обнаруживает истину.
«Главная опасность, по Хайдеггеру, — отмечает Г.М. Тавризян,—
|
|
не в технике, не в «технизации жизни»: нет никакой демонии
техники, но есть опасность непонимания ее сущности. Важней-
шая задача сейчас, полагает Хайдеггер, это найти технике
«внетехническое обоснование», определить ее истинную пер-
спективу в истории человеческой культуры, поскольку сущест-
вующие «техницистские» концепции Хайдеггер рассматривает
как слепую дань сегодняшнему высокому уровню развития
техники и фетишистского отношения к ней» (Тавризян Г.М.
Буржуазная философия техники и социальные теории // Во-
просы философии, 1978, № 6, с. 148).
Хайдеггер отмечает, что слово techne означало не только де-
ятельность ремесленника, умение, мастерство, но и искус-
ство вообще. Стало быть, существенное в технике — не де-
лание, не манипулирование, а обнаружение. Техника, по
мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу исти-
ны. Эти идейно-ценностные установки немецкий философ
аргументированно развивает в небольшом докладе «Пово-
рот». Он был сделан Хайдеггером в 1949 г. и впервые опуб-
ликован в 1962 г. Немецкий философ отвергает представ-
ление о том, что техника есть средство в руках человека.
Напротив, именно человек «выдан» технике, как она сло-
жилась на Западе. И в этом истоки опасности, которая под-
стерегает человека.
322 Глава XX. Техника и судьбы культуры
Техника покоится на деятельности рассудка
В начале XXI в. мы острее осознаем, что живем в период, кото-
рый еще сто лет назад сравнивали с закатом античного мира,
а затем все глубже стали ощущать его громадное значение
как для Европы и западной культуры, так и для всего мира.
|
|
Это век техники со всеми ее последствиями, которые, по-ви-
димому, не оставят ничего из того, что на протяжении тыся-
челетий человек обрел в области символики, труда, жизни,
мышления.
Немецкий философ К. Ясперс определил технику как совокуп-
ность действий знающего человека, направленных на господ-
ство его над природой. Цель ее — придать жизни человека та-
кой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нуж-
ды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Как
природа меняет свой облик под воздействием техники, так
и обратное действие на человека оказывает его техничес-
кая деятельность, т.е. характер его труда, организация труда
и его воздействие на среду меняет его самого — все это со-
ставляет основной фактор исторического развития.
С помощью современной техники, считает Ясперс, связь челове-
ка с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно
усилившимся господством человека над природой возникает
угроза того, что природа, в свою очередь, в неведомой ранее
степени подчинит себе человека. Под влиянием действующе-
го в технических условиях человека природа становится его
маленьким тираном. Появляется реальная опасность того, что
человек задохнется в своей «второй природе», которую он со-
здает с помощью все новых и новых средств.
Техника радикально изменила повседневную жизнь человека
в окружающей его среде, насильственно переместила трудо-
вой процесс и общество в иную сферу, где массовое производ-
ство превратило его существование в действие некоего техни-
ческого механизма, а всю планету — в единую фабрику. Тем
самым происходит отрыв человека от его природных основ.
По мнению Ясперса, эпоха преобразований имеет прежде все-
го разрушительный характер. Техника стала сегодня едва ли
главной проблемой для понимания нашего времени. Внед-
рение современной техники во все жизненные сферы и послед-
ствия этого для всех сторон существования человека не мо-
гут быть переоценены. Не понимая этого и используя в мы-
ГлаваХХ. Техника и судьбы культуры 323
шлении привычные исторические штампы, люди неправо-
мерно связывают в своем последовательном развитии про-
шлое с настоящим.
Рассматривая технику с точки зрения ее сущности, Ясперс уточ-
няет, что техника как средство человеческого существования
возникает тогда, когда для достижения главной цели вводятся
промежуточные цели. Непосредственная деятельность, подоб-
но дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется
техникой. Например, о технике дыхания говорят лишь в том
случае, если процессы дыхания совершаются неверно и для их
нормализации становится необходимым совершать преднаме-
ренные действия.
Техника, по Ясперсу, связана с господством рассудка и возраста-
нием власти. Техника покоится на деятельности рассудка, на
исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с до-
гадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои
данные в количество и отношения. Она является частью обще-
го умения рационализации как таковой.
Разъясняя свое определение техники как власти, Ясперс подчер-
кивает, что техника — это умение, методы которого являются
внешними по отношению к власти; умение же есть способ-
ность делать и обладать, а не созидать и предоставлять воз-
можность расти. Применяя силу природы против силы приро-
ды, техника господствует над природой посредством самой
природы. Это господство основано на знании. Не случайно го-
ворят: знание — это власть.
Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей,
поставленных человеком, таких как облегчение жизни, со-
кращение каждодневных усилий, затрачиваемых на создание
условия физического существования, увеличение досуга
|
|
и удобств. Смысл техники состоит в освобождении чело-