ФИГУРЫ – в общем случае любые обороты речи, отступающие на естественные нормы.
Фигуры слова делятся на три группы:
1) Фигуры прибавления – в первую очередь, включают различного рода повторы, а так же ряд других фигур. Наиболее распространенными фигурами прибавления являются анафора, или единоначатие; эпифора; симплока; эпаналепсис; анадиплосис; градация; полиптотон, или многопадежие; полисиндетон, или многосоюзие
2) Фигуры убавления – включают в себя эллипсис, или эллипс, силлепсис, или силлепс; асидетон, или бессоюзие, зевгму; усечение.
3) Фигуры расположения, или перемещения – это различные варианты инверсии, параллелизма так же хиазм. Инверсия, или переворачивание, в свою очередь, включает анастрофу и гипербатон.
АНАФОРА или единоначатие – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Анафора – это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф. (За все тебя благодарю я - Лермонтов)
,, Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
|
|
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт…” (К. Симонов).
ЭПИФОРА – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Эпифора-это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений, строф или стихов.
- Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот!
- Свист не тот! (Марина Цветаева)
СИМПЛОКА (от греч. symploke – сплетение) - фигура слова, относящаяся к группе фигур прибавления.Симплока - это повторение начального и конечного слова (или нескольких слов) в соседних фразах, но чаще - в смежных стихотворных периодах.Так же симплоку можно определить как соединение анафоры и эпифоры.
В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую.
В губы целовать - водой напоить.
В губы целую.
В лоб целовать - память стереть.
В лоб целую.
Марина Цветаева
ГРАДАЦИЯ – понятий, построенный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, •качества, часто это синонимический ряд. Градация усиливает не только смысл, но и эмоциональное восприятие
Примеры:
«Пришел, увидел, победил» Юлий Цезарь и Макаденоский
ПОЛИСИНДЕТОН (от греч. polysyndeton – многосоюзие), многосоюзие - фигура слова входящая в группу прибавления. Полисиндетон - это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенности стиля.
«И скучно и грустно, и некому руку подать…» (М.Ю. Лермонтов)
АСИНДЕТОН (от греч. asyndeton – бессоюзие) или бессоюзие — фигура слова, входящая в группу фигур убавления, заключающаяся в опущении союзов для нагнетания экспрессии, динамизма, насыщенности.
|
|
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
ЭЛЛИПСИС (от греч. elleipsis – опущение, недостаток, выпадение) - фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность эллипсиса состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагмента речи, которые подразумеваются и легко восстанавливаются по смыслу, контексту, ситуативно.
[Я] «сижу за решёткой в темнице сырой...» (Пушкин)
СИЛЛЕПСИС (от греч. syllepsis – захват) — фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Силлепсис — это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. В общем случае, объединение элементов текста, по сути своей не объединяемых.
Примеры:
«Но бросьтесь, будьте так добры
Не врозь, так в реку...»
Б. Пастернак
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis антитезис) — фигура группы расположения, или перемещения. Антитеза — резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций.
«Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.” (А.С. Пушкин)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, Риторический вопрос задается отнюдь не для выяснения чего-то неизвестного, а для более сильного яркого изображения вещей, событий, безусловно известных, либо для привлечения внимания слушателей. Использование риторического вопроса заставляет задуматься над, казалось бы, очевидными истинами, представить их в новом свете.
«А судьи кто?» (Грибоедов, Александр Сергеевич. «Горе от ума»)
«Что без страданий жизнь поэта?» (Лермонтов «Я жить хочу!»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, просопопея, или просопопейя (греч. prosopopoiia, от prosopon – лицо и poieo – делаю) — один из типов аллегории: стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку.
Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною (Плещеев)
Вопрос 12. Приемы ораторского искусства.
Уровень искусства оратора | Составляющие компоненты |
I. Владение материалом (что говорить) | 1. Грамотная речь (соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского литературного языка) 2. Словарный запас 3. Композиция (принципы построения) |
II. Владение собой | 1. Естественность поведения оратора 2. Техника речи(дикция, темп, интонация, голос) 3. Контакт с аудиторией |
III. Образ оратора | 1. Одежда 2. Положение сидя или стоя 3. Выражение лица (мимика) 4. Жесты |
(Вахтанг)
1) Использовать различные средства выразительности речи (тропы, фигуры речи), для привлечения внимания также использовать юмор
2) Голос. (различная громкость, высота, акценты, интонирование: темп-ритм-паузы, атаки)
3) Невербальные приемы (мимика, жесты, походка) – см вопрос 4
(Я)