В зависимости от субъектов, вступающих в конфликт: • внутриличностный – противоречия, возникающие у самой личности по поводу несовместимости различных потребностей, ценностей, установок, мотивов; -межличностный – столкновение личностей с несовместимыми чертами характера, взглядами и ценностями; • между личностью и группой – противоречия между позициями и ожиданиями личности и группы; • межгрупповой – противоборство различных групп по поводу ценностей, удовлетворения потребностей, ресурсов.
Классификация конфликтов относительно того, по поводу чего он возникает.
• конфликт по поводу человека (ребенок в семейных спорах);
• конфликт вокруг материальных ценностей (собственность, условия и оплата труда);
• конфликт вокруг интеллектуальной собственности:
• конфликт вокруг престижных объектов, способных принести выгоду.
• конфликты, связанные с религиозной верой;
• конфликты по поводу нарушения представлений о справедливом вознаграждении.
По своему внутреннему содер-ю социа-ые конф-ы могут быть рациональными или эмоциональными:
1) рациональный конфликт – это противоречия охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и соверше-ия управ-ской или соци-ой структуры.
2) эмоцион-й конф-т – это отношения противоборства, характ-иеся переносом внимания с причины конфликта на его участников и личной их неприязнью.
Способы разрешения внутри-го конфликта.
• создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза;
• реагировать на факты, а не на представления о них;
• не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;
• не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»);
• не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе;
• уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;
• уметь направлять свою агрессию в нужное русло.
Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т. д.):
— не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и теперь;
— не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;
— иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению. По возможности ставить перед собой реальные цели;
— действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться.