Практические задания. 1. Каковы основные признаки предложения, отличающие его от других единиц языка?

1. Каковы основные признаки предложения, отличающие его от других единиц языка? Покажите, что различие между предложением Пожар! и словом пожар, между словосочетанием больной ребенок и предложением Ребенок болен не количественное, а качественное.

2. Установите, как в данных предложениях выражается предикативность с образующими ее категориями модальности и вре­мени.

1) Лиза хохотала от души. 2) Люблю тебя, Петра тво­ренье... 3) Возвращайтесь скорее! 4) Дождь, кажется, пере­стал. 5) Необходимо срочно сдать книги в библиотеку. 6) Сегодня хорошая погода. 7) Может быть, вам удастся уговорить ее не де­лать этого. 8) Поехать бы в этом году в горы! 9) Мы ходили за подснежниками. 10) Он непременно придет. 11) Отец должен завтра возвратиться из командировки. 12) Пусть меня предупредят за­ранее. 13) Пришел, увидел, победил. 14) Зима. 15) Хотелось бы узнать об этом от него самого.

3. Произведите анализ предложений по членам; выделите пер­вичные и вторичные члены предложения.

1) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. 2) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. 3) Огни внизу отбрасывали живые тени; тени прохожих догоняли друг друга, тень лошади перебирала ногами. 4) Маленькие пятна экипажных фонарей беззвучно мчались по мостовой.

4. Выявите различия в синтаксических конструкциях, используемых русским и другими языками для обозначения некоторых явлений природы.

Идет дождь; нем. Es regnet; англ. It rains; франц. Il pleut.

Гремит гром; нем. Es donnert; англ. It thunders.

Идет снег; нем. Es schneit; англ. It snows; франц. Il neige.

Хорошая погода; франц. Il fait beau.

5. В данных ниже предложениях творительный падеж имеет разные
значения. Преобразуйте эти предложения так, чтобы разница в значении творительного падежа стала очевидной (смысл предложения должен сохраняться при всех преобразованиях его структуры). Сколько разных значений творительного падежа вы установили? Опишите эти значения. Укажите предложения с одинаковым значением творительного падежа. Опишите проделанные вами трансформации: 1. Я считаю его своим другом. 2. Он вел машину пыльной дорогой. 3. Дорога шла лесом. 4. Мальчик удивлял всех своими способностями. 5. Ракета прон­зила облака черной молнией. 6. Луга заливались водой. 7. Она читала книгу теплым вечером. 8. Он проткнул дырку острым шилом. 9. Он уехал из Москвы вечерним поездом. 10. Ран­ней весной он вернулся. 11. Я знал его маленьким маль­чиком.

6. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений.

1. Где ты работал летом? – Летом я работал в стройотряде. 2. Когда ты работал в стройотряде? – Я работал в стройотряде летом. 3. Кто летом работал в стройотряде? – В стройотряде летом работал я. 4. Что ты делал в стройотряде? – В строй­отряде я работал. 5. Чем занимается твой отец? – Мой отец работает на заводе.

7. Разграничьте словосочетания и аналитические формы слова:

немного рассеянный, отправился путешествовать, пусть при­несет, хочу пить, более близкий, непременно придет, слишком да­леко, самый умный, выбежать навстречу, будет слушать, пусть напишет, написал бы, написал мне, написано утром, было написано, очень избалованный, согласно приказу, еле заметный, начнут зани­маться, более глубоко, навстречу пожеланиям, пели согласно, недостаточно крепко.

8. Определите тип отношений между компонентами словосочетаний; сгруппируйте однотипные словосочетания: глубокое ущелье, ловит рыбу, песня жаворонка, чтение книги, бежал вприпрыжку, совершенно здоровый, пилка для ногтей, открыть ключом, красный от смущения, уехал на заре, дом с мезонином, повел показать, жажда счастья, путь через Альпы, возвратился из школы, познакомился с хирургом, третья бригада, шаг назад, едва слышный, восхищаться природой, встреча в поезде, приходил по воскресеньям, поникший от жары, человек из легенды, приятное тепло, слишком яркий.

9. Данные словосочетания разбейте на 3 группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами:

а) согласование; б) управление; в) примыкание. Укажите, какими средствами осуществляются в них эти связи. Какие выводы можно сделать, сравнивая результаты разбивки словосочетаний в русском и изучаемом языках?

Русск.: упасть навзничь, совет отца, вчера утром, девочка из легенды, вернуться домой, дело чести, горные вершины, построить дом, прийти на праздник, вечерний звон, мчаться стремглав, любить человека, достояние народа, лелеять мечту, безмерно счастливый.

Англ.: depends on you, come here, Mary's brother, look at me, these books, go away, black table, a book cover, his answer, read a letter, nice of you, a running boy, bad manners, speak loudly.

Нем.: Klavier zu spielen, langsam gehen, die Befreiung des Volkes, schreiben den Artikel, die dunklen Tannen, sehr schwierig, roter Apfel, ein Fest geben, dein Gesicht, bleiben auf dem Bahnhof, neues Kleid, heute Abend, der Gipfel des Berges.

Франц.: un service d'ami, venir de la campagne, partir pour Moscou, petit garcon, la premiere fois, avoir du courage, venir demain, fortune de la famille, continuer son chemin, petite fille, la porte est ouverte.

10. Проанализируйте примеры и определите, какие смысловые отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные) существуют между компонентами словосочетании: говорить медленно, девушка в шляпе, дом на пригорке, увле­каться спортом, работать с огоньком, гулять в парке, брюки в по­лоску, четвертый курс, далеко от Москвы, спросить у товарища, работать зимой, всегда веселый, свободный по субботам, дове­рие к людям.

Литература к разделу IV


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: