Мозаика

В македонский период возрождается мозаика. Если на западе, где иконоборчество было не столь сильно, мозаика частично сохранилась, то на востоке и в самом Кпл этот вид искусства пришлось действительно возрождать. Мозаика этого периода очень сложна и разнообразна. Мастера утратили традицию изображений, поэтому в новых мозаиках можно видеть и эллинистические, античные элементы. Выработавшаяся в доиконоборческий период традиция аскезы утратилась и отступила на второй план. Лица изображений лишены подвижнической иссушенности плоти.

Так мы видим македонские мозаичные изображения Богородицы в конхе алтаря Софии Кпл. Эту мозаику по преданию выполнил монах-исповедник Лазарь. Преподобного Лазаря истязали иконоборцы и обжигали ему пальцы. Богородице предстоят два ангела. У этих изображений много утрат, т.к.мусульмане много повредили в храме.

Аскеза изображений вновь возродится в следующие периоды.

В Софии Кпл сохранилось много ктиторских изображений в боковых галереях храма. Обычно это прижизненные изображения импереторов перед иконами.

Еще одна важная особенность мозаики македонского периода – это некоторая грубоватость конечностей, их непропорциональная величина. Этот момент видим не только в Кпл, но и в других городах. В Софии такое изображение – над царскими вратами, центральный храмовый вход – поклонение императора Христу. В Солуни тоже есть собор Софии Солунской. Здесь видим изображение Вознесения с указанными особенностями. Эта особенность называется "восточная мозаика". Мозаика македонского периода свойственна только крупным центрам Византии,связанным с императорской властью, т.к.само это искусство требует очень больших финансов. Мозаика – это как бы придворное искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: