Мозаики были самыми значимыми среди других видов искусства в этот период. Они создавались как в самой Византии, так и за ее пределами византийскими мастерами.
Самым важным мозаичным ансамблем 11 в является монастырь св.Луки или Косис Лукас, это центр Византии, район Плакида. Сам монастырь посвящен преподобному Луке, им же он и был основан.
Характерная особенность искусства изображений этого периода, так же, как отчасти и македонского – это некая статичность изображаемых лиц и событий. Минимум динамики, застылость движений в отличие от более позднего искусства после нашествия на Кпл крестоносцев в 13 в (Палеологовский период). Изображения лиц зеркальны, невозмутимы. Это связано со сложившимся мировоззрением о том, что православие победило все ересси, оно незыблемо, оно крепко. Стабильность отражается и в искусстве. Так изображение основателя монастыря Косис Лукас преподобного Луки статично, даже в его движении читается пауза. Это тоже мозаика.
Изображение Воскресения в Комниновский период приобретает свою завершенность, сформированность. Здесь в монастыре Неомони видим совершенно современную нам мозаику. В то время как доиконоборческий период не знает изображения Воскресения. Были мироносицы у гроба и другие символы. Теперь же – традиционное Сошествие во ад. Монастырь Неомони находился на острове Хиос. Украшался средствами Кпл казны, так же как Косис Лукас является важным памятником искусства 11 века Византии.
|
|
Еще один монастырь Дафни под Афинами. В композициях этого монастыря видим особенности. Эта обитель также связана с Кпл. Мозаики здесь носят некий природный дух великолепия, изящества. Богатый орнамент из мозаики, украшены даже откосы окон. В куполе – Спас. Другие композиции: Рождество Христово (поклонение волхвов), Распятие с предстоящими.
Мозаики средневековья никогда не пытались имитировать роспись в отличие от синодального периода. Средневековая мозаика – это совершенно самостоятельное искусство, не похожее ни на икону, ни на фреску. Хорошо читаются камни, составляющие изображения. Контуры фигур оттенены темными рядами камней, эта опись одновременна и крупная, и мягкая.
Византийские работы комниновского периода находим не только на территории Греции, но и за ее пределами. В первую очередь в 11-12 вв много было создаваемо мозаичных ансамблей на Сицилии. Сицилию в это время захватили норманны и создали там свое королевство. Они стремились к светскому господству в Средиземноморье, но не отказывались и от подражания Византии. Византийские мастера создали несколько известных ансамблей на Сицилии.
|
|
Палатинская капелла в столице королевства Палерно. Это купольная базилика, для Византии это уже архаизм, а в Италии и вообще на западе базилики еще распространены. Также западу свойственны элементы готики. Норманы стремились перещеголять Византию, поэтому в храме не просто обилие мозаики, но прямо-таки перебор. Короли не скупились.
В сицилийских храмах представлено много циклов библейской истории, это вообще характерно для запада.
Византийские мастера работают на западе в то время как уже оформился католический раскол. Это говорит о том, что конфликт воспринимался как нечто временное, не окончательное. В Палатинской капелле видим традиционную греческую иконографию творения мира. Христос творит землю, луну, солнце, звезды. Адам и Ева изображены очень целомудренно.
Другой знаменитый сицилийский мозаичный ансамбль находится в Монреале. Здесь уже не купольная, а обычная базилика, поэтому купольное изображение Спаса здесь находится в алтаре. Ниже в конхе – Богородица и апостольский чив вместо святителей.
Такая же бескупольная базилика находится в другом сицилийском городе Чифалу. Она также построена византийцами.
Кроме Сицилии византийцы работали в Венеции. Венецианская республика претендовала на первое место среди государств Средиземноморья. Здесь видим главный храм – собор св.Марка, который построен по типу храма св.апостолов в Риме или Кпл.
В этом венецианском соборе сохранилось много мозаик 11 в, хотя в дальнейшем они дополнялись поздними работами. Здесь видим такое же как на Сицилии изображение творения мира (Палатинская капелла). Но эта работа совсем не такая аскетичная. Христос – безбородый с крещатым нимбом.
Также, кроме мозаичных композиций в комниновский период создаются фрески. На территории самой Византии самыми известными являются фрески того монастыря Косис Лукас. Если в верхнем храме было обилие мозаики, то в нижнем криптовом храме много сохранившихся фресок. Древнейшие изображения святых праздников, мозаики и фрески сохранились в Охриде – юг Греции, современная Сербия, а также на Кипре.