1. По результатам изучения приведенной в тексте лабораторной рабо
ты № 2 сформулируйте психолого-педагогические рекомендации уча
щимся основной школы о том, как запоминать стихи.
2. Проанализируйте задачи с использованием корреляционного анализа
и выполните следующие задания по каждой из приведенных ниже задач:
а) определить цель исследования;
б) определить объект, предметы исследования;
в) сформулировать задачи исследования;
г) сформулировать гипотезу (гипотезы) исследования;
д) определить статистический метод анализа;
е) выбрать математические средства анализа (коэффициенты, кри
терии и др.);
ж) решить задачи с помощью компьютерной программы;
з) дать интерпретацию результатов вычислений и ответить на вопро
сы, поставленные перед исследователем.
Задача № 1. Исследователям необходимо получить ответы на следующие вопросы:
1. Какой тип мотивации является более успешной предпосылкой раз
вития способностей к содержательному обобщению?
2. В какой степени различия в типах мотивации влияют на формиро
вание эмпирического и теоретического мышления?
Для этого у учащихся начальной школы исследовался тип мотивации учебной деятельности, характеризующийся преобладанием внутренних или внешних мотивов учения, которые устанавливались по методике неоконченных предложений. Эти же учащиеся выполняли тест прогрессивных матриц Равена (проверялся уровень эмпирического обобщения) и грамматическое задание, предусматривающее перевод слова из незнакомого языка на основе анализа его морфосемантической структуры, заданной через перевод других слов того же языка (проверялся уровень содержательного обобщения). Результаты даны в таблице:
№ | ||||||||||||||||
X, | ||||||||||||||||
£ | ||||||||||||||||
Z |
X/ — тип мотивации (1 — внутренняя, 0 — внешняя);
У/ — уровень эмпирического обобщения (в стэнах Кэттелла);
Z/ — уровень содержательного обобщения (в стэнах Кэттелла).
Для выполнения этой работы можно использовать компьютерные программы. Решение данной задачи предполагает использование корреляционного анализа, выбор конкретной расчетной методики которого зависит от типа шкал, в которых представлены числовые данные (дихотомическая шкала, ранговая шкала, интервальная шкала). Ниже приводятся задачи, предполагающие использование различных конкретных методик. Во всех этих задачах студентам может быть дано задание, как и в предыдущем случае.
Задача № 2.
Известно, что часть учащихся после 9-го класса уходит из школы (ученики поступают в техникумы, гимназии и лицеи при вузах и т.д.). Администрация школы, изучая данную проблему, решила выяснить, существует ли численное различие между девушками и юношами, стремящимися покинуть школу после 9-го класса. Опрос 16 учащихся дал следующие результаты:
№ | ||||||||||||||||
х. | м | ж | ж | ж | м | м | ж | м | м | ж | ж | м | м | м | ж | ж |
у. | н | н | д | д | д | н | н | д | н | д | н | д | н | н | д | д |
Xj — пол учащегося (м — мужской, ж — женский); Y, — стремление уйти из школы (д — да, н — нет). Проинтерпретируйте результаты исследования.
Задача № 3.
В ходе экспериментального исследования оценивались два признака. Первый — личностная рефлексия учащихся начальной школы по методике «Неоконченные предложения». Высказывания детей позволили четко разделить их на 2 группы, различающиеся тем, в чем дети видят причины своих успехов и неудач: одни осознают себя в качестве ответственных субъектов (1 — по признаку X,), другие возлагают ответственность за происходящее с ними на других людей или обстоятельства (0 — по признаку yj). Второй признак — сплоченность ученического коллектива, при определении которого учитывалось количество положительных и отрицательных взаимных выборов (признак Y/, для каждого ученика указывалась алгебраическая сумма положительных и отрицательных взаимных выборов). Данные в таблице:
№ | |||||||||||||||
X. £ | |||||||||||||||
-2 | -1 | __ ^ |
Опишите характер влияния личностной рефлексии на сплоченность Ученического коллектива.
Задача № 4.
В таблице приведены данные: среднее время, затрачиваемое учащимся на выполнение домашнего задания по математике, результаты выполнения математического теста, результаты выполнения интеллектуального теста.
№ | |||||||||||||||
х. | |||||||||||||||
X | |||||||||||||||
А} — время (в минутах);
Y-, — уровень выполнения математического теста (в баллах);
Zj — уровень выполнения интеллектуального теста (в баллах).
Для данной группы учащихся с помощью корреляционного анализа определите, что больше влияет на результаты обучения по математике: интеллектуальные способности ученика или время, затрачиваемое на подготовку по математике.