Лабораторная работа № 2 Изучение различных методов запоминания стихов

Цель исследования: изучение эффективности различных мето­дов запоминания стихов.

Предварительная подготовка: студенты находят различные спо­собы, приемы выучивания стихотворений (анализируют психо­лого-педагогическую литературу, беседуют с учителями литера­туры, вспоминают собственный опыт).

Задача: сравнить эффективность методов запоминания стихо­творений: метода многократных повторений и метода смыслового анализа текста с повтором рифмованных слов.

Гипотеза (возможный вариант): если производить осмыслен­ное запоминание текста с опорой на многократное повторение рифмованных слов, то эффективность запоминания будет выше, чем в случае механического повторения всего текста.

Материал: два стихотворения одного автора с равным числом строк.

Инструкция экспериментатора: «Работаем с первым стихотво­рением. Используется метод механического повторения текста. Читается сначала весь текст. Затем каждое четверостишие читает­ся три раза с попытками устного воспроизведения. Еще раз зачи­тывается весь текст. С текстами работаете самостоятельно».

Время работы ограничено и зависит от объема стихотворения, ггем воспроизводится текст в протоколе № 1. Далее выдается текст второго стихотворения. Текст прочитывается. Производится смысловой анализ каждого четверостишия и стихотворения в це­лом. Выписываются и заучиваются рифмованные слова. Читается каждое стихотворение с попытками устного воспроизведения. Чи­тается весь текст. Затем текст воспроизводится в протоколе № 2. Время работы с текстами должно быть одинаковым.

Задание студентам. Определить методику сравнения степени эффективности воспроизведения текстов.

Возможный вариант: определить число правильно воспроизве­денных строк, вычислить их процентную долю от общего объема текста. И сравнить две процентные доли, используя статистичес­кий ф* — критерий Фишера.

Заметим, что в данном исследовании гипотеза индивидуали­зирована, т. е. может быть принята или отвергнута конкретным студентом, выполнявшим работу в роли испытуемого. Можно вы­числить общегрупповые проценты и экстраполировать выводы на группу. Индивидуальные результаты в данной работе будут раз­личными, все будет зависеть от психологических особенностей конкретного студента, особенностей его памяти, умения анали­зировать текст, видеть его логику и т. д.

Одним из мощных и широко применяемых в психолого-педаго­гическом исследовании статистических методов является корреляци­онный анализ. Метод корреляционного анализа мы рассматриваем в связи с тем, что он позволяет определять связи между явлениями, а следовательно, позволяет устанавливать психолого-педагогические закономерности на основе статистического подхода. Мера связи (кор­реляции) позволяет ответить на вопрос, как сильно между собой связаны два признака одной и той же группы. Под корреляционной связью понимают согласованные (сопряженные) изменения двух или более признаков. Количественная величина степени согласования признаков называется коэффициентом корреляции.

Рассмотрим примеры исследовательских психолого-педагоги­ческих задач, решение которых требует использования средств корреляционного анализа.

1. Определение для конкретной группы учащихся степени свя­
зи между оценками, полученными в процессе обучения, и уров­
нем умственного развития. Понятно, что нулевая или отрицатель­
ная связь будет свидетельствовать о том, что система оценивания
учебной деятельности учащихся не опирается на факторы разви­
тия ученика и вообще является тормозом умственного развития.

2. Определение степени связи между тревожностью ребенка и
Уровнем проявления творческих способностей. Возможно предпо­
ложение, что подавление развития творческих способностей при­
ведет к повышению уровня тревожности ребенка.

-654

3. Определение связи между стилем педагогической деятельности
учителя и формирующимися личностными качествами учащихся.

4. Определение связи между объемом учебной нагрузки по раз­
личным учебным предметам и утомляемостью учащихся.

Подробное описание методик расчета коэффициентов корре­ляции приводится в упомянутой выше работе Дж. Гласса и Дж. Стенли. В практике можно использовать корреляционный ана­лиз и не вникая в математические тонкости. Для этого используют компьютерные программы Excel и Statistica.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: