Цель исследования: изучение эффективности различных методов запоминания стихов.
Предварительная подготовка: студенты находят различные способы, приемы выучивания стихотворений (анализируют психолого-педагогическую литературу, беседуют с учителями литературы, вспоминают собственный опыт).
Задача: сравнить эффективность методов запоминания стихотворений: метода многократных повторений и метода смыслового анализа текста с повтором рифмованных слов.
Гипотеза (возможный вариант): если производить осмысленное запоминание текста с опорой на многократное повторение рифмованных слов, то эффективность запоминания будет выше, чем в случае механического повторения всего текста.
Материал: два стихотворения одного автора с равным числом строк.
Инструкция экспериментатора: «Работаем с первым стихотворением. Используется метод механического повторения текста. Читается сначала весь текст. Затем каждое четверостишие читается три раза с попытками устного воспроизведения. Еще раз зачитывается весь текст. С текстами работаете самостоятельно».
|
|
Время работы ограничено и зависит от объема стихотворения, ггем воспроизводится текст в протоколе № 1. Далее выдается текст второго стихотворения. Текст прочитывается. Производится смысловой анализ каждого четверостишия и стихотворения в целом. Выписываются и заучиваются рифмованные слова. Читается каждое стихотворение с попытками устного воспроизведения. Читается весь текст. Затем текст воспроизводится в протоколе № 2. Время работы с текстами должно быть одинаковым.
Задание студентам. Определить методику сравнения степени эффективности воспроизведения текстов.
Возможный вариант: определить число правильно воспроизведенных строк, вычислить их процентную долю от общего объема текста. И сравнить две процентные доли, используя статистический ф* — критерий Фишера.
Заметим, что в данном исследовании гипотеза индивидуализирована, т. е. может быть принята или отвергнута конкретным студентом, выполнявшим работу в роли испытуемого. Можно вычислить общегрупповые проценты и экстраполировать выводы на группу. Индивидуальные результаты в данной работе будут различными, все будет зависеть от психологических особенностей конкретного студента, особенностей его памяти, умения анализировать текст, видеть его логику и т. д.
Одним из мощных и широко применяемых в психолого-педагогическом исследовании статистических методов является корреляционный анализ. Метод корреляционного анализа мы рассматриваем в связи с тем, что он позволяет определять связи между явлениями, а следовательно, позволяет устанавливать психолого-педагогические закономерности на основе статистического подхода. Мера связи (корреляции) позволяет ответить на вопрос, как сильно между собой связаны два признака одной и той же группы. Под корреляционной связью понимают согласованные (сопряженные) изменения двух или более признаков. Количественная величина степени согласования признаков называется коэффициентом корреляции.
|
|
Рассмотрим примеры исследовательских психолого-педагогических задач, решение которых требует использования средств корреляционного анализа.
1. Определение для конкретной группы учащихся степени свя
зи между оценками, полученными в процессе обучения, и уров
нем умственного развития. Понятно, что нулевая или отрицатель
ная связь будет свидетельствовать о том, что система оценивания
учебной деятельности учащихся не опирается на факторы разви
тия ученика и вообще является тормозом умственного развития.
2. Определение степени связи между тревожностью ребенка и
Уровнем проявления творческих способностей. Возможно предпо
ложение, что подавление развития творческих способностей при
ведет к повышению уровня тревожности ребенка.
-654 |
3. Определение связи между стилем педагогической деятельности
учителя и формирующимися личностными качествами учащихся.
4. Определение связи между объемом учебной нагрузки по раз
личным учебным предметам и утомляемостью учащихся.
Подробное описание методик расчета коэффициентов корреляции приводится в упомянутой выше работе Дж. Гласса и Дж. Стенли. В практике можно использовать корреляционный анализ и не вникая в математические тонкости. Для этого используют компьютерные программы Excel и Statistica.