Образовательная система России

Современное общество возлагает ответственность за всесто­ронне развитого человека на систему образования — специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности.

В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место. Именно эта система наряду с переда­чей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование лично-


52 Часть!. Педагогика

сти человека. Система образования призвана регулировать и на­правлять общение и деятельность субъектов образовательного про­цесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, ко­торые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функциони­рование. Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, си­стему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Каждое звено системы образования представлено образователь­ными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспита­ния и обучения, реализуя образовательные программы. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственны­ми (частными, религиозных и общественных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организаци­онно-правовых форм подчиненности.

В России существуют следующие типы образовательных учреж­дений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); спе­циальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для де­тей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские яс-ли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име­ют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 53

учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще­образовательной подготовки, необходимой для включения в обще­ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях.

Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова­тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ­ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе­ренциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по­дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек­ция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа­лизации программ среднего и высшего профессионального образо­вания.

Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образова­ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи.

Высшее профессиональное образование осуществляется в ин­ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе­ниях. Цель такого образования — подготовка и переподготовка спе­циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возмож­ность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности.


54 Часть I. Педагогика

Учреждения дополнительного образования (художественные и музы­кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ­ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо­ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образова­тельных потребностей граждан и организаций.

Учреждениядлядетейсирот(д,етскаед,ома) решают задачивоспи-тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру­гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль­но принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образова­ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества.

Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опы­та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче­ской системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: