Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методой организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей, и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира-
Глава 8. Управление педагогическими системами 171
ется совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от устава другой школы, но общая направленность устава задается «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях». Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
• организует выполнение решений конференций;
• наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечива
ет социальную защиту учащихся при рассмотрении в государствен
ных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы
этих учащихся;
•устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы;
• рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнова
ний, формирует собственный фонд, определяет направление исполь
зования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
• заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместите
лей, отдельных педагогов;
• совместно с администрацией учебного заведения и его обще
ственными организациями создает условия для педагогического об
разования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет
172 Часть 1. Педагогика
доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.
Педагогический совет создается в соответствии с «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации». Состав, структура и содержание его деятельности определяется Уставом школы. Руководит работой педагогического совета избираемый педагогическим коллективом председатель. Деятельность совета школы и педагогического совета дополняют друг друга. Педагогический совет — это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса. Деятельность педагогического совета направлена на решение таких задач, как:
• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учеб
ников и учебных пособий, соответствующих требованиям государст
венных стандартов; внедрение методов и форм учебно-воспитатель
ного процесса;
• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перс
пективных, годовых и текущих планов;
• организация работы по повышению квалификации педагогов,
развитию творческой активности, формированию инновационной
среды, изучению, обобщению и распространению передового педа
гогического опыта;
• проведение аттестации педагогических работников, ходатай
ство перед органами управления образования о присвоении катего
рий, званий, разрядов;
• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажи
ровку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представле
ние к различным формам поощрения;
• определение основных направлений взаимодействия школы с
научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями,
государственными и общественными организациями; организация
экспериментальной работы.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учрежде-
Глава 8. Управление педагогическими системами 173
Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.
Диверсификция (от лат. — разнообразие, разносторонее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов — как государственных, так и негосударственных.
В заключение укажем некоторые особенности управления негосударственным образовательным учреждением. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок Назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.В чем роль педагогического анализа в управлении школой как педагогиче
ской системой?
2. Назовите направления деятельности педагогического совета школы.
3. Назовите основные признаки государственного управления образованием.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.
2. Сравнительный анализ моделей управления государственным и негосударст
венным учебным заведением.
3. Роль и виды контроля в системе внутришкольного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. БелаяК.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1996.
2. Вестник образования: Справочно-янформационное издание Министерства.
М, 1991.
3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.
Т.Й. Шамовой. М, 1991.
4. Конаржевский Ю.А. Педагогическийанализучебно-воспитательного процесса
и управление школой. М, 1986.
5. Конаржсвгкий Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.
174 Часть!. Педагогика
6. Кондакова М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
7. Лазарев B.C. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и мето
ды. М., 1995.
Н.Поздняк Л.В., Лященко Н.И. Управлениедошкольнымобразованием. М., 2000. 9. Портнов М.Л. Труц руководителя школы. М., 1984.
10. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989.
11. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1979.
12.Управление современной школой: Пособие для директора / Под ред.
М.М. Поташника. М., 1992.
13. Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.
Часть II ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1. Предмет психологии, ее методология
и методы