К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:
• информационно-аналитическую;
• мотивационно-целевую;
• планово-прогностическую;
• организационно-исполнительскую;
• контрольно-диагностическую;
• регулятивно-коррекционную.
Эти функции в управлении общеобразовательным учебным заведением реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования учебного заведения влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.
Функг<мона/гьныеойязанностмдиректораобщеобразовательного учебного заведения:
• несет ответственность перед государством и обществом за со
блюдение требований охраны прав детей, планирует и организует
учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом
и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учеб
ного заведения;
• представляет интересы учебного заведения в государственных
и общественных органах;
|
|
• создает необходимые условия для организации внешкольной
и внеклассной работы;
• проводит подбор заместителей директора, определяет их
функциональные обязанности, осуществляет расстановку педаго
гических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогиче-
п*
164 Часть J. Педагогика
ского коллектива, учащихся, родителей, назначает классных руководителей;
• принимает на работу и увольняет педагогический, админист
ративный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал
учебного заведения;
• организует в установленном порядке рациональное использо
вание выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
• по согласованию с советом учебного заведения устанавливает
надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
• создает условия для творческого роста педагогических рабо
тников учебного заведения, для применения ими передовых форм и
методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических
экспериментов;
• несет ответственность за свою деятельность перед соответст
вующим органом управления образованием.
Управленческая культура руководителя
Управленческая культура руководителя школы представляет собой творческую самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются аксеоло-гический, технологический и личностно-творческий компоненты.
Аксеологический компонент представлен группой управленче-ско-педагогических ценностей, которые имеют значение в руководстве современной школы. Имеющие большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценностями, в свою очередь, могут быть:
|
|
• ценности-цели, раскрывающие значение и смысл цели управ
ления целостным педагогическим процессом на разных уровнях
иерархии (цели управления системой образования, школой, педаго
гическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.);
•ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школовед-ческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внуг-ришкольного менеджмента, критерием эффективности управления педагогическим процессом и т.д.);
•ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса, отно-
Глава 8. Управление педагогическими системами 165
шения к себе, к своей профессиональной деятельности, межличностных отношений в педагогическом коллективе, возможности его формирования и управления;
• ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидуальных, личных, поведенческих качеств руководителя (способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способности соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способности к сотрудничеству и т.д.).
Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.
Личностио-творческмй компонентуправленческойкультурыдирек-тора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости от личностных особенностей и особенностей объекта управления. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.
8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль