Понятие " Возрождение "или " Ренессанс "впервые|впервые||в первый раз,первый раз| появилось|появлялось| в ХVI ст.|в.| у|в, около| Джорджо Вазари, итальянского архи|возле|тектора и историка искусств, в его книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и архитекторов" как характеристика эпохи обновления итальянской культуры, подъема в литературе, искусстве, науке после длинного упадка культуры Средневековья. Согласно распространенной в то время точке зрения, " темные " Средние Века рассматривались как период беспросветного варварства и невежества, а образцом, идеалом для деятелей Возрождения была греко-римская культура Античности.
В современной науке существует несколько концепций Возрождения:
· согласно|с| традиционной точке зрения, Возрождение трактуется как явление исключительно|исключительно| итальянское, уникальное и|и| непревзойденное во времени и|и| пространстве;
· согласно другой концепции, Возрождению свойственны определенные закономерности, которые распространяются|распространяются||ширят| на всю западно-европейскую культуру;
|
|
· третья концепция рассматривает|рассматривает| Возрождение как универсальное явление, свойственное разным народам в разн|различным|ые времена. В соо|различные|тветствии с этим подходом, |соответственно|говорят о " северном ", " украинском ", " бухарском ", " армянском " и др. возрождениях.
Однако|однако| все исследователи сходятся в том, что Возрождение было, в первую очередь, явлением итальянским.
Наиболее благоприятные условия для развития новой культуры сложились в ХIV в. во Флоренции. Демократизм, который господствовал|властвует| в этом независимом городе-государстве, способствовал|содействует| свободному творчеству, общению деятелей культуры с народом. Большинство величайших писателей и художников Возрождения были флорентийцами.
Н|несмотря на||несмотря на|есмотря на неравномерность в развитии культуры отдельных областей Италии, можно наметить основные этапы итальянского Возрождения:
«Проторенессанс (Предвозрождение) — кон|кон|. ХIII - нач. ХIV ст.;
«Раннее Возрождение — кон|кон|. ХIV - нач. ХV ст.;
«Высокое Возрождение — кон|кон|. ХV - нач. ХVI ст.;
«Позднее Возрождение ―кон. ХVI ст.
Если же подходить к|до| Возрождению как к|до| общеевропейскому явлению, то хронологические рамки его в разных|различных| странах не совпадают. По историческим причинам Возрождение в северных странах запаздывает|запаздывающий| по сравнению с итальянским на 100 и больше|более| лет.
Важнейшими чертами культуры Возрождения, которые отличают эту уникальную эпоху от других культурно-исторических этапов и дают основание|подставу| считать|думать| ее самостоятельным и самоценным культурно-историческим типом, являются следующие|последующие| особенности:
|
|
· эта эпоха во многом была порождена трансформацией феодальных общественных отношений в капиталистические, что способствовало формированию в человеке новых качеств — большей внутренней свободы, целеустремленности, активности. Не случайно во Флоренции, первом городе-республике, в котором зазвучали идеи Ренессанса, шла ожесточенная борьба за власть между правящим кланом родовой аристократии Альбицци и|та| представителями нарождающегося класса буржуазии — банкирским кланом Медичи, которая закончилась победой Медичи;
· интенсивное развитие городской культуры — новые социальные отношения проявлялись|виявлялися| в городском самоуправлении|самоврядності,самоуправлінні|, большей активности горожан в жизни города, в том числе, его художественном оформлении (вместе с церковью и аристократией заказчиком все чаще выступают городские советы, цеховые объединения), нарастают отличия между городским и сельским образом жизни, городской и сельской культурами;
· неуклонное снижение роли церкви в жизни общества, |товариства| хотя позиции церкви еще весьма крепки (в немалой мере этому способствовала деятельность Святой инквизиции, созданной в ХIII ст.|ст| для борьбы с|із| любыми проявлениями инакомыслия и свободолюбия|та|), и еще далеко до секуляризации, присущей Новому Времени, но сознание человека меняется|змінюється|;
· пробуждение интереса к науке, особенно тех ее отраслей, которые в средние века подавлялись церковью: анатомии, астрономии, физике и пр.; изменение научной картины мира ― господствовавшая на протяжении тысячелетийгеоцентрическая модель мироздания сменилась гелиоцентри-ческой — представлением о том, что в центре планетарной системы находится Солнце, а Земля ― лишь одна из периферических планет;
· само название эпохи отражает центральную идею Ренессанса ― возрождение традиций античности, философско-мировоззренческих, этических и эстетических представлений и идеалов, ставших для деятелей этой эпохи эталоном, неисчерпаемым источником идей и новаторских решений;
· утверждение принципов гуманизма ― интереса к человеку и уважения к его достоинству. На смену средневековому теоцентризму приходит ренессансный антропоцентризм, опиравшийся на античные представления о том, что " человек есть мера всех вещей ";
· беспрекословное подчинение личности феодальным и церковным авторитетам сменяется принципом свободного развития индивидуальности;
· утверждение идеала человека-творца, в противовес средневековому представлению о том, что единственным истинным Творцом является Бог;
· формирование принципиально новых подходов и приемов в искусстве ― большая реалистичность, эстетизм, интерес не только к духовному миру человека, как это было свойственно культуре средневековья, но и к телесной красоте, личности как таковой (отсюда ― популяризация портретного жанра, обнаженной натуры);
· усиление интереса к светской культуре и искусству, при сохранении ведущей роли культового искусства ― выдающиеся мастера Возрождения продолжают работать по заказу Церкви, но все чаще обращаются к сюжетам античной мифологии и образам современников;
· географические открытия расширили культурное пространство, способствовали культурному обмену и взаимному обогащению культур.
Гуманизм как идеология Возрождения. Литература Ренессанса
В науке существует "формула", которая была выдвинута в ХIХ ст.|в.| французским историком Жюлем Мишле, которая сви|какая|детельствует: " Возрождение — это эпоха открытия|отворять| миру|мира| природы|открывать| и|и| чел|свету|овека".
|
|
верховенство богословия|богословие| над наукой, неопровержимое в средние в|неоспоримое|ека, было поколеблено верой в неограниченные возможности|возможности| человеческого ума, кото|состоятельности|рый становится высшим мерило|какой|м истины. П|стает|одчеркивая свой интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами.
Термин " гуманизм " —производный от латинского выражения "studia humanitatis", восходящего к Цицерону и означающего изучение всего, что связано с природой человека, его духовным миром. Термин этот отражает|відображає| антропоцентризм культуры Ренессанса, которая возрождала отношение к действительности и человеку|та|, свойственное античности. Поэтому творчество первых гуманистов начинается с освоения всего багатейшего наследия античной культуры, особенно выделяя грамматику, риторику, поэтику, историю, этику, искусство древних|стародавніх|.
Проявление гуманистических идей в философии и литературе Ренессанса делало философов поэтами, а поэтов и писателей ― философами.
Впервые принцип гуманизма проявился в конце ХIII в. в произведениях великого Данте Алигьери ¾ "последнего поэта средневековья и вместе с тем первого поэта нового времени" (Ф.Энгельс). Вершиной его творчества стала поэма " Божественная комедия ". Не отвергая основные догматы христианства, Данте, тем не менее, не усматривает никакого противоречия между природным и божественным. По его мнению, смертная человеческая природа должна полностью раскрыться в своем земном существовании.
Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знаменем ренессансной культуры, связано, прежде всего, с именем Франческа Петрарки, снискавшим у современников славу великого поэта, автора бессмертных стихов, посвященных Лауре. В возрасте 37 лет он был увенчан в Риме лавровым венком и удостоен звания " короля поэтов ".
|
|
Уже ближайшие преемники оценили в нем также глубокого мыслителя, философа. Он ― первый ярый собиратель и толкователь произведений античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля, Цицерона, Вергилия.
Важнейшим его шагом был вызов схоластике (средневековой религиозной философии, со временем выродившейся в отличающееся формализмом и оторванное от жизни бесплодное умствование), которой он противопоставляет конкретное научное знание, опирающееся на жизненный опыт. Все его творческое наследие ¾ трактаты, письма, лирика неоспоримо свидетельствуют о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека и его земного бытия. Искусствовед и критик А.В.Луначарский назвал Петрарку "первым, осознавшим себя человеком нового времени, первой ярко выраженной личностью, первым цветком индивидуализма ".
Поднятое Петраркой знамя гуманизма было подхвачено его многочисленными сторонниками, в том числе, его другом и страстным почитателем Джованни Боккаччо. В его сатирическом сборнике новелл "Декамерон" мы находим не только ироническое высмеивание пороков и недостатков человека того времени, но и зарождение мечты о совершенном гармоничном человеке и об общении таких людей друг с другом.
Под влиянием Петрарки и Боккаччо, заложивших основы гуманизма, по всей Италии создается сеть гуманистических кружков, внешним признаком единства которых становится латинский язык.
Не менее видной гуманистической фигурой был Колюччо Салютати, сочетавший занятия наукой и литературой с политической деятельностью. Общность с Петраркой в критике схоластики и обращении к античности приводит его к выводу о том, что, хотя земной мир есть царство дьявола, но задача человека не в уходе от него, а в активной борьбе с пороками и преступлениями, в борьбе и труде.
Проблема соотношения Веры, Разума и Воли активно исследуется в трактатах таких выдающихся итальянских гуманистов как Леон Батиста Альберти, Джованни Пико дела Мирандола и др.
Идеи Ренессанса, распространившись по Европе, нашли отражение в литературе других стран.
Величайшим драматургом эпохи Позднего Возрождения стал английский актер и поэт Вильям Шекспир, творивший на рубеже ХV-XVI веков, бессмертными поэтическими произведениями которого человечество не перестает восхищаться почти пять столетий. Его трагедии "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта", комедии "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего" пережили сотни сценических постановок и десятки экранизаций, стали программными произведениями в системе образования.
Еще одним ярчайшим представителем ренессансной литературы является современник Шекспира, испанский писатель Мигель де Сервантес, мировую известность которому принесла пародия на средневековый рыцарский роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В нем он противопоставил благородство и мужество главного героя романа странствующего рыцаря Дона Кихота и бескорыстную преданность его оруженосца Санчо Панса, ставших нарицательными образами мировой литературы, жестокости и безнравственности современной автору действительности.