Художественные стили Нового времени

План лекции:

1. Основные черты культурно-исторического типа|типа| ― Новое Время.

2. Эпоха Барокко.

3. Культура эпохи Просвещения.

4. Стилевое разнообразие художественной культуры XVIII столетия.

5. Особенности европейской культуры XIX века.

6. Культура на рубеже XIX-ХХ столетий

Основные черты культурно-исторического типа ― Новое Время

Кризис конца Средневековья стимулировал две духовные революции: Ренессанс ― "революцию верхов, культурной элиты" и Реформацию ― "народную революцию". На этой основе сформировался новый культурно-исторический тип ― культура Нового Времени, охватывающая XVII-XIX века. Самоценную и самодостаточную культурно-историческую эпоху Возрождения некоторые культурологи склонны рассматривать как переходный этап к культуре Нового Времени.

Каждый из трех веков культуры Нового Времени представляет собой относительно самостоятельный культурно-исторический период:

«XVII век ― эпоха Барокко;

«XVIII век ― эпоха Просвещения;

«XIX век ― эпоха научно-технических революций.

При этом можно выделить характерные особенности, присущие культуре Нового времени в целом:

· окончательное утверждение капиталистических отношений в обществе и человека нового протестантского типа;

· секуляризация общественного сознания и общественной жизни, освобождение интеллектуальной деятельности и художественного творчества от церковного влияния, утверждение идеи: " я ― человек, и ничто человеческое мне не чуждо ";

· сциентизм ― утверждение научного мировоззрения и главенствующей роли науки. Вместе с заменой геоцентрической модели мироздания гелиоцентрической приходит осознание того, что и человек ― не центр мироздания, как это считали древние греки, а следом за ними, и деятели Возрождения;

· рационализм и реалистичность мировосприятия ― признание разума решающим и даже единственным источником истинного знания;

· изменение системы образования, ставшего более доступным, более светским, в основу которого была положена научная картина мира;

· эпоха географических открытий, начавшаяся в эпоху Возрождения, символизировала "разрыв" вертикальной связи между миром людей и Богом, перераставший в развитие связей по горизонтали ― человек "оглядывается" вокруг, становится "господином" Земли и начинает активно ее осваивать;

· динамизм культуры: каждый век этого культурно-исторического этапа ― своеобразный культурный скачок (возьмем, к примеру, научно-техническую сферу: XVII век ― взрыв теоретических научных знаний в Европе, открытия в области биологии, медицины, математики; XVIII в. ― рост социальных наук; XIX в. ― революционное развитие техники и технологий);

· новаторство и перспективность ― культура все более устремлена в будущее, ориентируясь на профанный мир. Пренебрежение к опыту предыдущих поколений, стремление противостоять традициям предопределили многие нравственные проблемы современного человека;

· стилевое многообразие в художественной культуре;

· утверждение либерально-демократических ценностей, во многом обусловленных повышением доступности образования — когда человек образован, у него появляется "собственное мнение", стремление к отстаиванию своих прав, а это, в свою очередь, ведет к утверждению индивидуализма;

· культура Нового Времени стала единственным типом подлинно западноевропейской культуры и европейского типа мировоззрения. Отсюда ― присущий этой эпохе евроцентризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: