Культура эпохи Возрождения и Нового Времени (XV век – конец XVIII века)

XII-XIII – это Предвозрождение.

В конце XV в. появляется светское искусство. Эпиграф к Возрождению – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Картина на 100% соответствует характеристикам данной эпохи. Фоном служит пейзаж, написанный с нарушением законов перспективы. Каков смысл портрета? Если мы поделим картину на 3 части, то глаза – зеркало души – окажутся на уровне неба; на уровне груди – вода и земля. Используется сумата – максимально плавный переход цвета, дымка, чем создаётся атмосфера, воздух, прозрачность.

В эпоху Возрождения было открыто золотое сечение – математическое соотношение пропорций, при котором одна из составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого. Этот принцип использован в «Моне Лизе».

Понятие гармонии неотделимо от «золотого сечения».

Особенности мировоззрения

Гуманистический период (середина XIV в. – середина XV в.)

Авторы литературных произведений – Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

Данте – автор «Божественной комедии, в которой ничего смешного нет. «Божественной её назвали читатели. По настрою произведение очень мрачное и рассказывает о путешествии Данте в Ад, куда его провожает поэт Вергилий.

Чистилище – придумка католического вероучения.

В Раю Данте встречает Беатричи, которую видел 3 раза в жизни, но любовь к которой пронёс через всю жизнь.

Петрарка тоже лирический поэт. Стихи посвящал своей возлюбленной лауре. В Средневековье лирическая поэзия была почти как порнография, а тут вдруг оказалось, что человек имеет право на любовь к женщине, а не только к Богу.

Неоплатонический период (середина XV в. – середина XVI в.)

Представитель деятелей культуры – мыслитель Николай Кузанский.

Возрождаются античные идеалы. В трактате «Об учёном незнании» он выводит математику как основу мировоззрения. Наше познание ограничено отсутствием правильных пропорций в сознании человека, т.к. нет пропорций для познания Бога и бесконечности. Другой его вывод – в бесконечности противоположности совпадают, в том числе и в Боге. Так, прямая и кривая совпадут, если максимально увеличить радиус кривой. Бесконечно уменьшая что угодно, получим точку. Согласно воззрениям Н. Кузанского, в Боге присутствует амбивалентность.

Ещё одна его теория – теория пантеизма: «Бог везде», «Бог во всём».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: