XII-XIII – это Предвозрождение.
В конце XV в. появляется светское искусство. Эпиграф к Возрождению – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Картина на 100% соответствует характеристикам данной эпохи. Фоном служит пейзаж, написанный с нарушением законов перспективы. Каков смысл портрета? Если мы поделим картину на 3 части, то глаза – зеркало души – окажутся на уровне неба; на уровне груди – вода и земля. Используется сумата – максимально плавный переход цвета, дымка, чем создаётся атмосфера, воздух, прозрачность.
В эпоху Возрождения было открыто золотое сечение – математическое соотношение пропорций, при котором одна из составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого. Этот принцип использован в «Моне Лизе».
Понятие гармонии неотделимо от «золотого сечения».
Особенности мировоззрения
Гуманистический период (середина XIV в. – середина XV в.)
Авторы литературных произведений – Франческо Петрарка, Данте Алигьери.
Данте – автор «Божественной комедии, в которой ничего смешного нет. «Божественной её назвали читатели. По настрою произведение очень мрачное и рассказывает о путешествии Данте в Ад, куда его провожает поэт Вергилий.
Чистилище – придумка католического вероучения.
В Раю Данте встречает Беатричи, которую видел 3 раза в жизни, но любовь к которой пронёс через всю жизнь.
Петрарка тоже лирический поэт. Стихи посвящал своей возлюбленной лауре. В Средневековье лирическая поэзия была почти как порнография, а тут вдруг оказалось, что человек имеет право на любовь к женщине, а не только к Богу.
Неоплатонический период (середина XV в. – середина XVI в.)
Представитель деятелей культуры – мыслитель Николай Кузанский.
Возрождаются античные идеалы. В трактате «Об учёном незнании» он выводит математику как основу мировоззрения. Наше познание ограничено отсутствием правильных пропорций в сознании человека, т.к. нет пропорций для познания Бога и бесконечности. Другой его вывод – в бесконечности противоположности совпадают, в том числе и в Боге. Так, прямая и кривая совпадут, если максимально увеличить радиус кривой. Бесконечно уменьшая что угодно, получим точку. Согласно воззрениям Н. Кузанского, в Боге присутствует амбивалентность.
Ещё одна его теория – теория пантеизма: «Бог везде», «Бог во всём».