XIX век
Особенности мировоззрения
Философ Декарт Рене – автор картезианской философии. Всё подвергал сомнению, в т.ч. существование своего тела. «Мыслю, следовательно, существую» - его слова.Мысли – это доказательство существования, т.е. для данного философа важно только собственное существование, и в этом отличие его от философа Беркли, который заявил: «Быть – значит быть воспринимаемым». Т.е. человек существует лишь тогда, когда его воспринимают; человек для нас существует, только если каким-либо образом на нас воздействует.
По Декарту, душа находится в гипофизе.
Чезарио Ламброзо – автор книги «Человек-машина». Механистическая теория, согласно которой человек – всего лишь механический элемент. В эту концепцию укладывается фраза из фильма «Фонтан»: «Смерть это болезнь, а значит, от этой болезни может быть излечение».
Появление новых мировоззренческих систем:
1) Позитивизм (Огюст Конт) – человечество начинает максимально верить в науку, доверять только научным данным;
|
|
2) Немецкая критическая философия (НКФ) – Иммануил Кант, Гегель. Кант: «Единственное, что до сих пор меня поражает, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»; «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
Законы диалектики Гегеля:
1. переход количества в качество.
2. единство и борьба противоположностей.
3. отрицание отрицания.
Почка→цветок→плод
3) Теория экзистенционализма (Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Габриэль Марсель).
Это – теория существования. Возникает после Второй Мировой войны в духовном вакууме. К ней близка субкультура эмо: «мы очень чувственные, жизнь плохая, сейчас пойдём совершать суицид». Эдвард Мунк со своим «Криком» придерживался тех же взглядов. Чувство одиночества. И моё одиночество самое одинокое из всех одиночеств.
4) Теория постмодерна (Жан Бодрийар, Мишель Фуко, Жан Деррида, Ролан Барт). Это разговор на почти иностранном языке, с использованием собственной терминологии. Отсюда постоянные отсылки ко всё новым источникам.
Барт пишет о национальной кухне, о страхе перед инопланетянами, о женских журналах, т.е. о стереотипах.