Функции системы SPC

Непрерывное повышение качества и достижение наивысших тех­нико-экономических показателей является основой философии все­объемлющего управления качеством. Одним из главных средств, ис­пользуемых для достижения этих целей, служит система статистичес­кого управления технологическим процессом (Statistical Process Control — SPC). Система SPC представляет собой инструмент, который может быть с успехом применен для обеспечения стабильности процесса производства и предотвращения причин возникновения дефектов.

Традиционный подход сводится к разделению процессов про­изводства и контроля продукции. При таком подходе предполагает­ся, что качество должно обеспечиваться на этапе контроля путем от­браковки единиц, несоответствующих установленным требованиям. Эта стратегия приводит к следующим основным проблемам:

• большие издержки, связанные с дорогостоящим браком (ценные ресурсы, затраченные на изготовление, идут в отходы);

• сама система тотального контроля является очень дорогостоящей, оттягивает на себя огромные материальные и людские ресурсы;

• в ситуациях, когда уровень засоренности мал и составляет величину порядка или менее 100 РРМ (то есть порядка 100 или менее дефектных изделий на миллион), никакой традиционный план выборочного контроля, так же как и стопроцентный контроль, не способен отделить годные изделия от бракованных (например, известно, что в операциях простейшего рутинного контроля оператор-контролер только из-за невозможности все время концентрировать свое внимание совершает в среднем порядка семи ошибок на тысячу операций).

Более эффективен новый подход, основанный на стратегии, позволяющей избежать производства негодной продукции. Новая методология предполагает сбор информации о процессах и управле­ние ими, вместо управления уже готовой продукцией. Другими словами, «встраивание» качества в технологический процесс позволяет изменить процесс до того, как в нем будут изготовлены дефектные изделия. Основу этого нового подхода как раз и составляет статис­тическое управление технологическим процессом (SPC).

SPC не исключает измерения параметров продукции, то есть проверки, как выборочные, так и стопроцентные. Тем не менее, SPC снижает саму потребность в проведении широкомасштабных испытаний готовой продукции, что приводит к снижению производственных затрат.

Неуклонный научно-технический прогресс вызывает постоянный рост конкуренции на мировом рынке и приводит к ужесточению требований, предъявляемых к качеству продукции. Чтобы быть конкурентоспособными на внутреннем и международном рынках и вести успешную экономическую деятельность, современные российские предприятия должны понимать, что они нуждаются в высокоэффективных и результативных системах управления, способных обеспечить единство научной, технологической и производственной деятель­ности, ведущее к постоянному улучшению качества и повышению удовлетворенности потребителей, работников предприятия, акционеров и общества в целом.

Современная политика в области качества основывается на следующих основных положениях:

• предприятие должно осознавать, что его успех определяется, в первую очередь, его инновационным потенциалом, то есть его способностью предлагать новые изделия, новые технологии и новые методы управления, способные завоевать доверие потребителей и деловых партнеров;

• предприятие должно стремиться к тому, чтобы качество было характеристикой, органически встроенной в его продукцию и всю деятельность. Качество следует рассматривать как рычаг, доступный всем сотрудникам на всех уровнях организации и направленный на благо потребителям, работникам, деловым партнерам и обществу в
целом;

• предприятие должно быть нацелено на то, чтобы своевременно предупреждать появление любых несоответствий в продукции и работе, то есть стремиться избегать ошибок вместо того, чтобы исправлять совершенные ошибки;

• предприятие должно постоянно работать над тем, чтобы все его изделия и процессы обладали высоким запасом точности и надежности по отношению к техническим требованиям заказчиков. Этот запас должен быть достаточен для того, чтобы заказчики были твердо уверены во всей продукции предприятия и рассматривали его как надежного партнера, с которым выгодно иметь дело на долгосрочной основе.

Наиболее авторитетную методическую и нормативную базу для разработки, внедрения и поддержания системы качества обеспечи­вают международные стандарты ИСО серии 9000 [1-3].

Систему качества следует рассматривать как средство осуществления политики предприятия в области качества. В целях увеличения эффективности система качества нуждается в постоянной ко­ординации всех составляющих ее элементов. При системном подхо­де следует добиваться оптимизации системы в целом, а не просто отдельных ее частей, понимая, что оптимизация каждой отдельной части системы еще не означает оптимальность системы в целом. Свободное общение, сотрудничество и работа в единой команде, вза­мен нездоровой внутренней конкуренции и разобщенности подразделений и людей, способны сделать систему качества предприятия живой, саморазвивающейся системой.

Научный подход рассматривается как важнейшее условие движения в правильном направлении, то есть в направлении достижения целей, установленных в политике предприятия в области качества. Научный подход предполагает, что все субъекты системы качества в своей деятельности будут опираться на факты, а не на мнения и эмоции. Опираться на факты — значит подкреплять свою деятельность объективными доказательствами. Объективное доказательство должно быть основано на твердо установленном научном знании и правильно спланированном, выполненном и проанализированном на­блюдении или эксперименте. С этой целью предприятию следует раз­вивать и применять статистические методы, направленные на обес­печение качества, надежности, управление технологическими процес­сами, оптимизацию научно-технической и экономической деятельности.

В рамках системы обеспечения качества деятельность каждого подразделения и каждого конкретного сотрудника становится двоякой. Наряду с производством продукции в виде материальных цен­ностей, информации, научных знаний и т. д., каждое подразделение и каждый сотрудник производят доказательства состоятельности своей деятельности. Эти доказательства включают: документальные, на основе данных, подтверждения соответствия продукции, методов, процессов и инструментов установленным нормам; выявление проблем; выработку и согласование программ улучшения качества; их реали­зацию; анализ результатов; обоснования для корректировки процес­сов и процедур. Доказательства должны производиться для собствен­ной внутренней уверенности, для своего потребителя, для смежных подразделений, для руководства и системы в целом.

Обладать законной силой могут только те утверждения и доку­менты, которые имеют под собой объективное доказательство. При­дание законной силы документу и основанной на нем деятельности должно происходить на основе четко оговоренной процедуры, цель которой убедить, опираясь на факты, себя и других субъектов систе­мы качества в правильности инициируемых действий.

Для осуществления принципов системного и научного подходов необходимо развивать и уметь правильно применять методы статистического анализа данных. Статистические методы позволяют выра­ботать единый язык для общения работников различных специаль­ностей и вести работу по совершенствованию изделий и технологий в рамках единой системы количественных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: