Специфика и особенности педагогических конфликтов

ТЕМА 3. Конфликты в образовательной среде

На конфликт смотрят сегодня, как на значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.

Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии соответствующих знаний и умений.

Педагогический конфликт – форма проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между ними.

Специфика и особенности педагогических конфликтов

1. Не всякий конфликт, возникающий в школе можно считать педагогическим, то есть имеющим прямое отношение к образовательному процессу. К педагогическим может быть отнесен только тот конфликт, который связан с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения или класса или отдельного субъекта образовательного процесса.

2. Значимость каждого конфликта может меняться – психологический климат между учителями может отразиться на детях.

3. Педагогические конфликты не должны переходить в рамки личных – это говорит о низком уровне профессионализма педагога.

4. В педагогическом конфликте две позиции: позиция педагога и позиция ученика, (которые в свою очередь могут быть субъективными – носить преимущественно тактический характер, и объективными – носить стратегический характер).

5. В педагогическом конфликте не может быть безнадежного прогноза, так как в системе «учитель – ученик» не существует соперников, цели их едины, но могут быть расхождения в способах достижения цели, что не исключает сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: