Школьные посредники – это ученики, обученные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с целью поисков решения. Их цель – создать спорящим сторонам возможность продуктивнее общаться и лучше понять друг друга, что нередко позволяет найти взаимоприемлемое решение конфликта.
Эмпирические данные: исследования эффективности программ по обучению медиаторству (школьному посредничеству) в школах США показали, что 85% конфликтов между учащимися, в которых посредниками выступали сверстники, имели своим результатом продолжающиеся и стабильные соглашения. Обучение учащихся по программе «Школьные посредники»уменьшило число обращений по поводу конфликтов к учителям и администрации. Исследователи отмечают мнение педагогов о том, что до обучения учащиеся рассматривали конфликт исключительно как борьбу, в которой либо выигрываешь, либо проигрываешь, и чтобы избежать этой неприятной ситуации, перекладывали ответственность на учителя, затем эта ситуация изменилась.
|
|
Для обучения посредничеству необходимы три условия: кооперативное обучение, учебные дискуссии и медиация.
1. Кооперативное обучение – организация учебных ситуаций как кооперативных, недопустимость создания условий соперничества и ориентации на собственный выигрыш за счет другого. Кооперативное обучение по сравнению с соревновательным и индивидуальным, больше направлено на установление позитивных отношений между учащимися, лучшее психологическое приспособление.
2. Учебные дискуссии – сочетают в себе кооперативность и конфликт. Для их организации учащимся сначала предлагается тема. Затем они делятся на пары и готовят аргументацию для защиты противоположных позиций. Процесс полемики при этом содержит 5 стадий:
- организация информации и подготовка сообщения
- представление и защита своей позиции
- возникновение концептуального конфликта вследствие столкновения с противоположной, защищаемой и аргументируемой позицией
- поиск дополнительной информации и изучение вопроса с двух позиций одновременно
- синтез обоих позиций на основе сделанного анализа и интеграция перспектив двух сторон
3. Медиация – переговорная процедура.
Алгоритм медиации:
Сообщите о своих желаниях («Я хочу сейчас получить эту книгу»)
1. Сообщите о своих чувствах («Я переживаю»)
2. Сообщите о причинах своих желаний и переживаний («Ты уже пользуешься этой книгой долго. Если я сейчас не получу эту книгу, то не успею подготовиться к экзамену. Я переживаю, что жду так долго и могу не успеть»)
3. Обобщите ваше понимание того, что хочет и что чувствует другой, и причины, лежащие в их основе («Я понимаю, что ты…»)
|
|
4. Найдите три альтернативы решения конфликта
5. Выберите одну и пожмите руки
Для успешной процедуры медиаторства необходимо следующее:
1. Прекращение враждебности
2. Обеспечение включения участников конфликта в процесс медиаторства. Для этого медиатор совершает следующие действия:
во-первых, представляет себя;
во-вторых, медиатор спрашивает участников, хотят ли они решить проблему, и не продолжает, пока они не ответят ему «да».
Затем медиатор озвучивает 6 правил общения:
1) Согласиться решать проблему
2) Не называть имен
3) Не перебивать
4) Быть столь честным, насколько это возможно
5) Если вы будете согласны с решением, вы должны придерживаться его
6) Все, что вы будете говорить в процессе переговоров, является строго конфиденциальным
3. Оказание непосредственной помощи участникам в ведении успешных переговоров друг с другом (см. выше алгоритм медиации).
4. Формализация соглашения – совместно принятое решение должно быть подтверждено контрактом.