Метод «школьного посредничества» по Д.Шапиро

Школьные посредники – это ученики, обученные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с целью поисков решения. Их цель – создать спорящим сторонам возможность продуктивнее общаться и лучше понять друг друга, что нередко позволяет найти взаимоприемлемое решение конфликта.

Эмпирические данные: исследования эффективности программ по обучению медиаторству (школьному посредничеству) в школах США показали, что 85% конфликтов между учащимися, в которых посредниками выступали сверстники, имели своим результатом продолжающиеся и стабильные соглашения. Обучение учащихся по программе «Школьные посредники»уменьшило число обращений по поводу конфликтов к учителям и администрации. Исследователи отмечают мнение педагогов о том, что до обучения учащиеся рассматривали конфликт исключительно как борьбу, в которой либо выигрываешь, либо проигрываешь, и чтобы избежать этой неприятной ситуации, перекладывали ответственность на учителя, затем эта ситуация изменилась.

Для обучения посредничеству необходимы три условия: кооперативное обучение, учебные дискуссии и медиация.

1. Кооперативное обучение – организация учебных ситуаций как кооперативных, недопустимость создания условий соперничества и ориентации на собственный выигрыш за счет другого. Кооперативное обучение по сравнению с соревновательным и индивидуальным, больше направлено на установление позитивных отношений между учащимися, лучшее психологическое приспособление.

2. Учебные дискуссии – сочетают в себе кооперативность и конфликт. Для их организации учащимся сначала предлагается тема. Затем они делятся на пары и готовят аргументацию для защиты противоположных позиций. Процесс полемики при этом содержит 5 стадий:

- организация информации и подготовка сообщения

- представление и защита своей позиции

- возникновение концептуального конфликта вследствие столкновения с противоположной, защищаемой и аргументируемой позицией

- поиск дополнительной информации и изучение вопроса с двух позиций одновременно

- синтез обоих позиций на основе сделанного анализа и интеграция перспектив двух сторон

3. Медиация – переговорная процедура.

Алгоритм медиации:

Сообщите о своих желаниях («Я хочу сейчас получить эту книгу»)

1. Сообщите о своих чувствах («Я переживаю»)

2. Сообщите о причинах своих желаний и переживаний («Ты уже пользуешься этой книгой долго. Если я сейчас не получу эту книгу, то не успею подготовиться к экзамену. Я переживаю, что жду так долго и могу не успеть»)

3. Обобщите ваше понимание того, что хочет и что чувствует другой, и причины, лежащие в их основе («Я понимаю, что ты…»)

4. Найдите три альтернативы решения конфликта

5. Выберите одну и пожмите руки

Для успешной процедуры медиаторства необходимо следующее:

1. Прекращение враждебности

2. Обеспечение включения участников конфликта в процесс медиаторства. Для этого медиатор совершает следующие действия:

во-первых, представляет себя;

во-вторых, медиатор спрашивает участников, хотят ли они решить проблему, и не продолжает, пока они не ответят ему «да».

Затем медиатор озвучивает 6 правил общения:

1) Согласиться решать проблему

2) Не называть имен

3) Не перебивать

4) Быть столь честным, насколько это возможно

5) Если вы будете согласны с решением, вы должны придерживаться его

6) Все, что вы будете говорить в процессе переговоров, является строго конфиденциальным

3. Оказание непосредственной помощи участникам в ведении успешных переговоров друг с другом (см. выше алгоритм медиации).

4. Формализация соглашения – совместно принятое решение должно быть подтверждено контрактом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: