Мистико-религиозный подход к природе конфликта

Отражение конфликта в мифах

Наиболее древними формами объяснения природы и причин различных явлений выступают мифы и религиозные доктрины. В отличие от науки, преимущественно ориентированной на познание, мифы и религиозные доктрины содержат в неразрывной целостности познавательный, эстетический и этический компоненты [2]. Кроме того, специфика мифологических и религиозных объяснений, в сравнении с научными, состоит в допущении существования сакрального мира, который определяет ход событий и определяет природу явлений мира, в котором живет человек.

Широкую известность получил миф, отражающий представление древних греков о природе конфликта (Троянской войны), т.н. миф о яблоке раздора. Из него мы узнаем, что причины Троянской войны связаны с космическими событиями, - война греков и троянцев была предопределена свыше. Приведем содержание этого мифа.

Рассказывали, что Земля, обремененная огромным человеческим населением, обратилась к Зевсу с просьбой сократить человеческий род, и Зевс решил для этого начать войну между греками и троянцами. Земной причиной этой войны было похищение спартанской царицы Елены троянским царевичем Парисом. Один из греческих царей Пелей, женился на морской царевне Фетиде, дочери морского бога Нерея. На свадьбе Пелея и Фетиды присутствовали все боги, кроме Эриды, богини раздора, замыслившей поэтому отомстить богам и бросившей богиням золотое яблоко с надписью «Красивейшей».

Миф повествовал, что претендентами на обладание этим яблоком явились Гера, Афина Паллада и Афродита. И когда спор этих трех богинь дошел до Зевса, тот приказал разрешить этот спор Парису, сыну троянского царя Приама. Парис присуждает яблоко Афродите, и та помогает ему похитить спартанскую царицу Елену.

Из мифа видно, что греки различают причину и повод конфликта, его земную и небесную природу. Причем такие различия имеются как в небесной жизни (яблоко раздора и обремененность Земли населением), так и в земной жизни (похищение царицы Елены и захватнические интересы Греции).

Следует отметить еще и то обстоятельство, что боги в качестве третейского судьи призывают человека, существо по рангу низкое. Можно предположить, что такой выбор обусловлен требованием объективности, - беспристрастного решения незаинтересованного лица, которое никаким образом не связано с пантеоном богов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: