Конфликтология. Конфликт. Стратегии поведения в конфликте

Конфликт – это такое отношение между людьми, которое характеризуется из противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.).

Этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создаётся одним или несколькими людьми и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего противника, ограничение контактов с ним и т.д.

3. Начало открытого конфликта. Этот этап выражается в том, что один из участников общения, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознаёт что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.п.)

Стратегии поведения в конфликте:

- Принуждение (борьба, соперничество)

- Уход от конфликта

- Уступка

- Компромисс

- Сотрудничество

Правила эффективного общения в конфликте:

™ Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

™ Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и его детали.

™ Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

™ Не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа.

™ Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнёром информации, не переходите к новым сообщениям.

™ Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

™ Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие приёмы.

Жесты и позы, которые помогут понять поведение и состояние собеседника:

Жесты, позы Состояние собеседника
Раскрытые руки ладонями вверх Искренность, открытость
Расстёгнут пиджак Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы) Чувство собственной вины или напряжение
Руки скрещены на груди Защита, оборона
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона
Кисти рук расслаблены Спокойствие
Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
Почёсывание подбородка Обдумывание решения
Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стёкла Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
Человек расхаживает по комнате Обдумывание трудного решения
Пощипывание переносицы Напряженное сопротивление
Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания Обман
Человек прикрывает рот во время слушания Сомнение, недоверие к говорящему
Человек старается на вас не смотреть Скрытость, утаивание своей позиции
Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) Обман
При рукопожатии человек держит свою ладонь сверху Превосходство, уверенность
При рукопожатии человек держит свою ладонь снизу Подчинение
Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе Разговор окончен
Ноги или всё тело человека обращены к выходу Желание уйти
Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
Человек сидит верхом на стуле Агрессивное состояние

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:

I Соревнование (конкуренция) - «акула»;
II Приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»;
III Избегание (уклонение) - «черепаха»;
IV Компромисс - «лиса»;
V Сотрудничество - «сова».

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: