Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Тестовые задания для самостоятельной работы

Тестовые задания для самостоятельной работы

Выберите вариант правильного ответа

1. Конфликт — это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

2. Предметом конфликтологии являются:

а) конфликты;

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения;

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;

д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.

3. Противоборство — это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

4. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

5. Конфликтная ситуация — это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

6. Сущность конфликта заключается:

А. в возникновении противоречия

Б. в столкновении интересов

В. в противодействии субъектов социального взаимодействия

7. Установите последовательность становления конфликтологии в рамках следующих наук:

1. психология конфликта а) первый этап

2. философия конфликта б) второй этап

3. социология конфликта в) третий этап

8. Установите соответствие между теориями и их представителями:

1. социал – дарвинизм а) Л. Козер

2. функциональная теория конфликта б) К. Боулдинг

3. структурный функционализм в) Р. Дарендорф

4. теория позитивно-функционального

конфликта г) Г. Спенсер

5. конфликтная модель общества д) Т. Парсонс

6. общая теория конфликта е) Г. Зиммель

9. Установите соответствие между направлениями психологических исследований конфликта и их представителями:

1. психоаналитическое а) А. Бандура, Р. Сирс

2. социотропное б) Д. Мид, Т. Шибутани

3. этологическое в) Д. Доллард, Н. Миллер

4. теория групповой динамики г) Морено, Э. Дженигс

5. фрустрационно-агрессивное д) К. Лоренц, Н. Тинберген

6. поведенческое е) 3. Фрейд, Э. Фромм

7. социометрическое ж) К. Левин, Д. Креч

8. интеракционистское з) У. Мак-Дугал, С. Сигеле

10. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в ….

11. Добавьте пропущенное:

Принцип системного подхода предполагает: рассмотрение изучаемого явления как системы; определение состава, структуры, организации элементов и частей системы; выявление внешних связей системы; выделение из них главных; определение функции системы, ее места и роли среди других систем.

12. Приведите в соответствие:

1.Системно-структурый а) состоит в раскрытии

анализ обусловленности конфликтов

факторами макро- и

микросреды, определении

иерархии причин,

порождающих конфликт;

2. Системно-функциональный б) выявление всех основных

анализ связей и отношений между

элементами, подструктурами

и конфликтом в целом;

3. Системно-генетический в) состоит в анализе

анализ закономерностей

информационного обмена

между основными

подструктурами конфликта;

4.Системно-информационный г) состоит в выявлении

анализ характера воздействия и

способов воздействия одних

элементов и подструктур

конфликта на другие.

13. Добавьте пропущенное:

системно-содержательное описание конфликта включает следующие категориальные группы: структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предупреждение; завершение конфликта диагностика и исследование.

14. К … - относят объект и предмет конфликта, личности оппонентов, ситуацию в стране, регионе, месте жительства, условия работы и жизни человека, обстановку социального взаимодействия, а также потребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).

15. Основными функциями конфликта являются ……………………….

16. … — это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.

К основным методам изучения конфликтов относятся - ………..

………………………………………………………………………………..

17. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

18. Конфликтная ситуация — это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

19. Причина конфликта — это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

20. То, из-за чего возникает конфликт — это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.

21. Образ конфликтной ситуации — это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.

22. Стороны конфликта — это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

23. Конфликт в обществе — это:

а) конфликты в любых социальных группах;

б) конфликты в больших социальных группах;

в) конфликты между государствами;

г) конфликты в различных сферах общественной жизни (эко­номической, политической, социальной и духовной);

д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государ­ства, классы, партии, союзы и т. д.

24. Экономические конфликты — это:

а) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов, обус­ловленных их положением и ролью в системе общественных отношений;

б) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов, обус­ловленных их положением в системе отношений собственно­сти;

в) противоборство субъектов социального взаимодействия по поводу процесса производства материальных благ;

г) противоборство субъектов социального взаимодействия в сре­де рыночных отношений;

д) противоборство субъектов социального взаимодействия в сре­де производства и потребления материальных благ.

25. Главным фактором, определяющим экономические конфликты являются:

а) отношение права;

б) отношение собственности;

в) отношение производства;

г) отношение распределения;

д) отношение потребления.

26. Социальные конфликты — это:

а) конфликты между государственными структурами по пово­ду реализации социальных гарантий граждан;

б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;

в) особая форма противоборства граждан с властями, обуслов­ленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;

г) особая форма противоборства граждан с властями за улучше­ние их социально-экономического положения;

д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.

27. Основными измерениями социальной сферы являются:

а) комплекс условий труда, быта, досуга, степень доступности культурных благ и услуг, гарантии жизнеобеспечения и безо­пасности, возможности социальных перемещений и жизнен­ного самоопределения;

б) комплекс условий труда, быта, досуга; степень доступности услуг в сфере образования, пенсионное обеспечение, гаран­тии жизнеобеспечения и безопасности;

в) гарантии жизнеобеспечения и безопасности; степень доступ­ности услуг в сфере образования;

г) степень доступности услуг в сфере образования; гарантии граждан в сфере охраны здоровья;

д) комплекс условий труда, быта, досуга; гарантии социального обеспечения.

28. Основной формой проявления социальных конфликтов явля­ется:

а) забастовка;

б) пикет;

в) недовольство граждан и их протест;

г) голодовка;

д) гражданское неповиновение.

29. Инцидент — это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

30. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в понятиях:

а) этапы конфликта

б) фазы конфликта

в) структура конфликта

31. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для:

а) его прогнозирования

б) оценки

в) выбора технологий управления этим конфликтом

г) классификации конфликта

32. Основными фазами конфликта являются:

а) начальная фаза

б) фаза подъема

в) пик конфликта

г) фаза спада

д) латентная фаза

33. Окончание конфликта по любым причинам называется - ….

34. Исключите лишнее:

Основные формы завершения конфликта: разрешение, преодоление, урегулирование, затухание, пресечение, саморазрешение, улаживание, устранение, перерастание в другой конфликт.

35. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению называется - ….

36. Добавьте пропущенное:

Основными критериями разрешенности конфликта являются:

а) устранение травмирующих факторов;

б) достижение цели одной из конфликтующих сторон;

в) изменение позиции индивида;

г) формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

37. Результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта называется - ….

38. Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя:

а) …

б) …

в) …

г) …

д) …

39. Основные стратегии выхода из конфликта (соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление) предложены:

а) Ш. Фэйр

б) К. Томас

в) Д. Рапопорт

г) М. Фоллет

40. ……………. — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

Укажите название тактик взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта:

4 5

1 - …

2 - …

3 - …

4 - …

5 - …

Выберите вариант правильного ответа.

41. Внутриличностный конфликт — это:

а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих не­удач;

б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуа­цией;

в) столкновение противоположно направленных мотивов лич­ности;

г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

42. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе меж­ду эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?

а) 3. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

43. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстравер­сии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?

а) 3. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

44. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?

а) 3. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

45. Кто из отечественных психологов внес значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта:

а) В. Мерлин

б) В. Мясищев

в) Н. Левитов

г) Л.Славина

46. Приведите в соответствие:

1. психоаналитическая а) сущность внутриличностного

психология конфликт рассматривается как

нереализованная потребность

человека в самоактуализации;

2. гуманистическая б) внутриличностный конфликт

психология рассматривается

через когнитивный диссонанс;

3. когнитивная в) внутриличностный конфликт

психология как конфликт ролей;

4. бихевиоризм г) внутриличностный конфликт

как результат ошибочного

воспитания;

5. интеракционизм д) внутриличностный конфликт

как столкновение желаний;

47. Внутриличностный конфликт можно определять как ….

48. Интегральными показателями внутреннего конфликта являются …

49. Укажите основные виды внутриличностных конфликтов.

50. Добавьте пропущенное

механизмы разрешения внутриличностных конфликтов:

- отрицание,

- проекция,

- регрессия,

- подавление,

- изоляция.

51. Факторами конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов являются:

Выберите вариант правильного ответа

52. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность — группа;

б) группа — группа;

в) личность — группа и группа — группа;

г) руководитель — коллектив;

д) микрогруппа — микрогруппа внутри коллектива.

53. Специфической чертой межличностных конфликтов является ….

54. Межличностный конфликт – это ….

Добавьте пропущенное:

55. Причинными факторами межличностных конфликтов являются:

- информационные,

- поведенческие,

- отноше­ний,

- структурные.

56. Укажите основные типы межличностных конфликтов.

57. Моббинг - означает ….

58. В межличност­ных конфликтах часто эмоциональная сторона … … содержа­тельную.

59. «Вертикальные» конфликты - конфликты между ….

«Горизон­тальные» конфликты – это конфликты между ….

60. Стра­тегии управления конфликтами:

- управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадии их возникновения;

- использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а также результатов разрешения конфликта (как кон­структивных, так и деструктивных);

- проектирование и конструирование конфликтов и их послед­ствий;

61. К механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность; внутригрупповой фаворитизм.

62. Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются … ….

63. Виды трудовых конфликтов - ….

64. Функции трудовых конфликтов:

а) трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит … …... Конфликт работников с администрацией, с одной стороны - … …., а с другой — …….;

б) трудовые конфликты выполняют …. функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива;

в) существует … функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива;

г) …. функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплоченности, авторитета, взаимного уважения;

65. Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между ….

66. Причинные факторы возникновения межэтнических конфликтов:

- этнопсихологический фактор,

- фактор социокультурных различий,

- социально-экономический фактор.

67 В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, …, проблемные и … семьи.

68. Педагогический конфликт можно рассматривать как ….

69. Совокуп­ность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий, называется - ….

70. К объективным факторам относятся:

- неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе;

- непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании;

- содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательно­го процесса;

71. К специфическим причинам конфликтов в социально-педагогическом процессе относятся:

- организация труда учителей;

- конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

72. Перечислите основные типы педагогических конфликтов.

Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины

1. Понятие «конфликта» и «конфликтологии». Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой.

2. Объектно-предметное поле конфликтологии, ее структура, цели, задачи.

3. Возникновение и развитие конфликтологии: философский, социологический и психологический этапы.

4. Становление отечественной конфликтологии (Π.Ο.Гриффин, М.И. Могилевски, А Анцупов, С. Баклановский, Н.В.Гришина, Василюк Ф.Е. и др).

5. Социальная природа конфликта. Социальный конфликт как способ жизненных реакций и проявлений человеческой активности.

6. Субъекты и участники социального конфликта; объект конфликта.

7. Структура конфликта. Этапы конфликта.

8. Причины возникновения социального конфликта. Основные виды социальных конфликтов.

9. Принципы исследования конфликтов: общенаучные, частные.

10. Системная концепция конфликтов.

11. Системно-содержательное описание конфликта.

12. Методы изучения конфликтов.

13. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов.

14. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

15. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов.

16. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны (медиация). Официальные, неофициальные медиаторы. Этапы медиации.

17. Тактика взаимодействия медиатора с оппонентами при урегулировании конфликта.

18. Общая характеристика внутриличностного конфликта.

19. Подходы к пониманию внутиличностного конфликта в зарубежной и отечественной психологии.

20. Основные виды внутриличностного конфликта.

21. Генезис внутриличностного конфликта (личностные и ситуативные условия).

22. Особенности переживания внутриличностного конфликта. Последствия внутриличностных конфликтов.

23. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.

24. Особенности межличностных конфликтов. Взаимосвязь межличностных конфликтов с внутриличностными и групповыми конфликтами.

25. Причины межличностных конфликтов (причинные факторы: информационные, поведенческие, отноше­ний, ценностные, структурные).

26. Классификация межличностных конфликтов. Последствия конфликтов.

27. Управление межличностными и групповыми конфликтами.

28. Межгрупповые конфликты: механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

29. Трудовые конфликты. Типология трудовых конфликтов.

30. Причины возникновения трудовых конфликтов.

31. Межэтнические конфликты. Особенности, причины возникновения, типы конфликтов, способы разрешения.

32. Семейные конфликты. Особенности, причины возникновения, типы конфликтов, способы разрешения.

33. Педагогический конфликт. Конфликтная педагогическая ситуация. Типология педагогических конфликтов.

34. Общие и специфические причины возникновения педагогического конфликта.

35. Функции и последствия педагогических конфликтов. Особенности педагогических конфликтов.

36. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании: социально-политические, экономические, ценностные, мотивационные, профессиональные, социально-психологические и другие.

37. Специ­фические причины конфликтов: «учитель-администратор», «учитель-учитель», «ученик-ученик», «учитель-родитель», «организационные» (структурные).

38. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций (опорные схемы).

39. Противоречия в системе образования как источник педагогического конфликта

40. Отличия педагогического конфликта от другого типа конфликта

41. Факторы классификации педагогических конфликтов

42. Деструктивные и конструктивные функции педагогического конфликта

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: