Конфликт как тип трудной ситуации. Классификации конфликтов. Классификация причин конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Организационно-управленческие причины конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов. Потери и искажение информации как причина конфликтов.
Внутриличностные конфликты. Семейные конфликты. Конфликты «руководитель – подчиненный». Конфликты между социальными группами. Политические и межгосударственные конфликты. Информационно-психологические конфликты. Отдельные виды конфликтов (инновационные, педагогические).
Функции конфликта.
Целью изучения данной темы является выявление наиболее общих причин и условий возникновения конфликтных ситуаций; освещение различных типологий конфликтов, выяснение их функциональной роли в жизни общества.
К необходимым условиям социального конфликта следует отнести социальную позицию, экономическое положение людей, а также степень идентификации человека с конкретной группой, культурную зрелость. Именно социальная позиция (положение) обеспечивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Последние воздействуют на формирование соответствующих реалистических желаний и устремлений. Положение, запечатленное в желаниях, чувствах и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности, в интересы, которые и выступают в качестве основного мотива социального поведения. Противоречие же социальных интересов является главной причиной конфликтов.
|
|
Социальная причинность конфликта определяется такими социологическими категориями как потребности, интересы и ценности. Именно они являются внутренними побудителями активности, т.е. общее между потребностями, интересами и ценностями состоит в том, что во всех случаях мы имеем дело со стремлением людей, воздействующим на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые жизненно необходимы, то интересы и ценности стимулируют действия, исходящие из взаимного отношения людей друг к другу. Следовательно, интересы и ценности связаны с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставленных действующему лицу обществом.
Конфликт имеет определенный набор элементов и стадий развития, которые характеризуют различного рода конфликтные взаимодействия как на уровне личности, так и между субъектами. С одной стороны, это стадии развертывания социального противоречия, а с другой - собственная динамика социального конфликта.
|
|
Функции конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная; б) коммуникативная; в) мобилизационная; г) деструктивная; д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта.
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Депривация – расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения – ведет к нарастанию беспокойства, негативной энергии и проявляется в агрессивном поведении;
Императивность – поведение без выбора;
Семантика – значение, смысл отдельного слова, оборота речи;
Патология – деструктивные отклонения от существующих норм;
Простые патологические формы конфликтности – деструктивные отклонения от нормы, охватывающие не столь значительное количество людей;
Сложные патологические формы конфликтности – деструктивные отклонения от нормы, охватывающие значительные людские массы.
Изучив данную тему, студент должен:
знать основные причины социальных конфликтов, ориентироваться в различных типологиях конфликтов, исходя из предлагаемых конфликтологами критериев;
уметь отличать конструктивные функции конфликтов от деструктивных, помня, что в каждом конкретном конфликте наблюдается двойственный характер этих функций;
приобрести навыки выявления истинных причин (не путать со следствиями, особенностями восприятия) конкретного конфликта.
овладеть компетенциями: ОК-2, ОК-7, ОК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-14.