Конфликтное взаимодействие

Мотивы и цели участников конфликта

Целевая структура конфликтной ситуации:

1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.

2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфлик­та (их взаимоотношениями друг с другом).

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции для себя и для других.

Конфликт существует, когда стороны преследуют разные и несовместимые цели.

Целью людей в конфликте является изменение ситуации в бла­гоприятную для себя сторону (идет ли речь о конфликте с другими или конфликте с самим собой). Поскольку конфликт предполагает взаимодействие сторон, то эта активность неиз­бежно направляется на «другую сторону», следовательно существуют цели, связанные с воздействием друг на друга («договориться», «взять верх» и т. д.).

Мотивы: «быть понятым», поддержанным окру­жающи, «быть справедливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».

Стратегии и тактики взаимодействия

Е.И. Доценко предлагает все виды взаимодействий расположить вдоль ценностной оси, один из полюсов которой — это «отношение к другому как к ценности», второй — «отношение к другому как к сред­ству».

1) Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);

2) Уход (избегание, игнорирование);

3) Уступчивость (иногда обозначается как приспособление);

4) Сотрудничество (кооперация, интеграция).

5) компромисс (вариант сотрудничества).

Кооперативные и конкурентные стратегии вза­имодействия участников конфликта в ре­альной ситуации могут переходить друг в друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: