Мотивы и цели участников конфликта
Целевая структура конфликтной ситуации:
1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.
2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфликта (их взаимоотношениями друг с другом).
3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции для себя и для других.
Конфликт существует, когда стороны преследуют разные и несовместимые цели.
Целью людей в конфликте является изменение ситуации в благоприятную для себя сторону (идет ли речь о конфликте с другими или конфликте с самим собой). Поскольку конфликт предполагает взаимодействие сторон, то эта активность неизбежно направляется на «другую сторону», следовательно существуют цели, связанные с воздействием друг на друга («договориться», «взять верх» и т. д.).
Мотивы: «быть понятым», поддержанным окружающи, «быть справедливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».
Стратегии и тактики взаимодействия
Е.И. Доценко предлагает все виды взаимодействий расположить вдоль ценностной оси, один из полюсов которой — это «отношение к другому как к ценности», второй — «отношение к другому как к средству».
1) Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
2) Уход (избегание, игнорирование);
3) Уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
4) Сотрудничество (кооперация, интеграция).
5) компромисс (вариант сотрудничества).
Кооперативные и конкурентные стратегии взаимодействия участников конфликта в реальной ситуации могут переходить друг в друга.