Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире. Космическое бытие человека. Кризис традиционной системы ценностей и характер их переоценки. Феномен сосуществования различных картин мира. Индустрия культуры. Кризис традиционной системы ценностей и характер их переоценки. Культура модерна. Ориентация на будущее и обновление мира. Синтез науки, искусства и жизни. Тоталитарный вариант модернизма: культ науки и тотальная мифологизация. Постмодернистская ситуация в современной культуре. Постмодернистские претензии к разуму. Специфика постмодернистского дискурса. Тупики техницизма и слепой веры в научно-технический прогресс. Кризис просветительского рационализма. Проблема глобализации и локализации культуры. Диалог веры и знания. Ответственность перед будущим. Культура как диалог культур.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дисциплина представляет собой авторский курс, включающий как традиционные формы обучения (лекции и семинарские занятия), так и креативные – направленные на формирование и закрепление навыков культурологического подхода к области социального знания. Этим объясняется необходимость творческих заданий и групповых дискуссий по актуальным проблемам культуры. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по темам дисциплины, а также консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений.
|
|
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1. Культурология в системе современного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
Контрольные вопросы:
1) Предпосылки становления культурологии как науки.
2) Понятие деятельности как субстанции культуры. Культура как мера человеческого в человеке.
3) Структура современного культурологического знания: философия культуры, культурантропология, социология культуры, история культуры.
Задания:
4) Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и средние века.
5) Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII в., немецкие и французские мыслители эпохи Просвещения о проблемах культуры. Кризис просветительского рационализма и сциентизма.
6) Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства, религиозной философии.
7) Развитие отечественной культурологической мысли: историко-культурные исследования, аксиологический, деятельностный, диалоговый, структурно-функциональный подходы к изучению культуры.
|
|
Занятие 2. Культура: сущность, структура и функции; ценностный мир и институты культуры
Контрольные вопросы:
1) Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии.
2) Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная.
3) Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная.
4) Ценность и польза (льгота), утилитарное и ценностное отношение.
5) Культурная картина мира. Коммуникация и диалог. Межкультурные коммуникации.
6) Миф как феномен культуры.
Задания
1. Культура и наука.
2. Культура и искусство.
3. Культура и религия.
4. Понятие ценности (нормативное, трансцендентное и реляционное).
5. Культурные нормы и ценности. Жизненные ориентации.
6. Социокультурные институты и формы.
7. Культурная самоидентификация.
Занятие 3. Культурогенез и культуры древнего мира
Контрольные вопросы:
1) Культурогенез и критерии построения исторической типологии культур.
2) Общая характеристика культурно-исторических эпох.
3) Регионально-этническая типология культур.
Задания:
1. Особенности шумерской и древнеиранской культуры.
2. Древнеиндийская культура.
3. Культура Древнего Египта.
4. Культура Древнего Китая.
5. Культура греко-римской античности.
6. Особенности древнерусской культуры.
Занятие 4. Особенности средневековой культуры
Контрольные вопросы:
1) Культура западноевропейского средневековья: материальная основа, особенности социальной и духовной культуры.
2) Главные черты западноевропейской средневековой культуры (теоцентризм, иерархичность, символизм, этикетность и др.).
3) Различие средневековых культур Запада и Востока. Средневековая культура Ирана и Средней Азии.
Задания:
1. Средневековое видение времени, пространства, причины, судьбы, чувственного и сверхчувственного.
2. Рыцарская, монастырская и городская составляющие средневековой культуры.
3. Карнавальная и официальная культуры средневековья.