Тема 8. Личность и культура в современном мире

Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире. Космическое бытие человека. Кризис традиционной системы ценностей и характер их переоценки. Феномен сосуществования различных картин мира. Индустрия культуры. Кризис традиционной системы ценностей и характер их переоценки. Культура модерна. Ориентация на будущее и обновление мира. Синтез науки, искусства и жизни. Тоталитарный вариант модернизма: культ науки и тотальная мифологизация. Постмодернистская ситуация в современной культуре. Постмодернистские претензии к разуму. Специфика постмодернистского дискурса. Тупики техницизма и слепой веры в научно-технический прогресс. Кризис просветительского рационализма. Проблема глобализации и локализации культуры. Диалог веры и знания. Ответственность перед будущим. Культура как диалог культур.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина представляет собой авторский курс, включающий как традиционные формы обучения (лекции и семинарские занятия), так и креативные – направленные на формирование и закрепление навыков культурологического подхода к области социального знания. Этим объясняется необходимость творческих заданий и групповых дискуссий по актуальным проблемам культуры. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по темам дисциплины, а также консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Занятие 1. Культурология в системе современного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины

Контрольные вопросы:

1) Предпосылки становления культурологии как науки.

2) Понятие деятельности как субстанции культуры. Культура как мера человеческого в человеке.

3) Структура современного культурологического знания: философия культуры, культурантропология, социология культуры, история культуры.

Задания:

4) Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и средние века.

5) Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII в., немецкие и французские мыслители эпохи Просвещения о проблемах культуры. Кризис просветительского рационализма и сциентизма.

6) Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства, религиозной философии.

7) Развитие отечественной культурологической мысли: историко-культурные исследования, аксиологический, деятельностный, диалоговый, структурно-функциональный подходы к изучению культуры.

Занятие 2. Культура: сущность, структура и функции; ценностный мир и институты культуры

Контрольные вопросы:

1) Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии.

2) Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная.

3) Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная.

4) Ценность и польза (льгота), утилитарное и ценностное отношение.

5) Культурная картина мира. Коммуникация и диалог. Межкультурные коммуникации.

6) Миф как феномен культуры.

Задания

1. Культура и наука.

2. Культура и искусство.

3. Культура и религия.

4. Понятие ценности (нормативное, трансцендентное и реляционное).

5. Культурные нормы и ценности. Жизненные ориентации.

6. Социокультурные институты и формы.

7. Культурная самоидентификация.

Занятие 3. Культурогенез и культуры древнего мира

Контрольные вопросы:

1) Культурогенез и критерии построения исторической типологии культур.

2) Общая характеристика культурно-исторических эпох.

3) Регионально-этническая типология культур.

Задания:

1. Особенности шумерской и древнеиранской культуры.

2. Древнеиндийская культура.

3. Культура Древнего Египта.

4. Культура Древнего Китая.

5. Культура греко-римской античности.

6. Особенности древнерусской культуры.

Занятие 4. Особенности средневековой культуры

Контрольные вопросы:

1) Культура западноевропейского средневековья: материальная основа, особенности социальной и духовной культуры.

2) Главные черты западноевропейской средневековой культуры (теоцентризм, иерархичность, символизм, этикетность и др.).

3) Различие средневековых культур Запада и Востока. Средневековая культура Ирана и Средней Азии.

Задания:

1. Средневековое видение времени, пространства, причины, судьбы, чувственного и сверхчувственного.

2. Рыцарская, монастырская и городская составляющие средневековой культуры.

3. Карнавальная и официальная культуры средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: