Тенденция пантеистического истолкования мироздания и бога (как универсум)

Универсум - живой во всех своих частях, многоликий, построенный на скрытых соответствиях, связях, симпатиях, пронизанный духами мировой космос. Универсум - это единое многообразие, нескончаемое, постоянное собеседование на тайном языке или в явных словах. Центральное место в универсуме занимает человек.

В таком истолковании мира есть элемент пантеизма, растворения Бога в каждом элементе мира, но он присутствует именно как тенденция, которую последовательно и до конца реализуют только отдельные представители эпохи.

Такое универсалистское и, потому внутренне взаимосвязанное основание миропонимания породило синтетичность как черту культурного мировоззрения эпохи Возрождения. Ни один элемент бытия не может в нем быть увиден и понят изолировано без утраты части своей сущности и сокровенного смысла, ни одно средство познания и изображения, ни одна человеческая способность не могли иметь самостоятельного подавляющего значения. Видение мира, его понимание и изображение должно было быть целостным, стремиться к универсальной взаимосвязанности, и поэтому быть синтетическим. Последнее еще раз возвращает нас к пониманию того, почему особое значение в культуре Возрождения имеет живопись и вообще искусство: это наиболее синтетические формы культуры, позволяющие уловить и выразить в культурном творчестве разнообразную целостность мира.

Истинность непосредственного взгляда как гносеологический принцип

Культурное мышление Ренессанса впервые доверилось человеческому зрению как таковому, без античной космологии и средневековой теологии. Человек Возрождения впервые стал думать, что его субъективная, чувственно-видимая картина мира и есть самая настоящая реальность, не выдумка, не иллюзия, не умозрительный эмпиризм, но то, что есть на самом деле. Таким образом, он стал больше доверять истинности визуального опыта.

Одним из следствий этого стало распространение перспективных представлений, появление прямой перспективы как основного принципа художественных произведений. Основой такого изменения в видении и понимании мира была ярко выраженная в эпоху Возрождения (начиная уже с Петрарки) тенденция особой роли красоты, ее преобладающего значения в мировоззрении и мироотношении. При этом красоты чувственной, телесной. Что обусловило преобладание эстетического элемента в культуре эпохи с самого начала ее формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: