Тенденция универсальности

Нацеленность к последней, абсолютной Истине, как один из вариантов стремления к абсолюту, порождает необходимость постоянного переосмысления себя и происходящего в соответствии с абсолютом, стремление соответствовать ему. Отсюда постоянно прослеживающаяся в контексте русской культуры актуальность предельных, последних вопросов бытия, проблемы смысла бытия человека, России, мира в целом и их предназначения. Эта тенденция, особенно ярко отраженная в произведениях Ф. М. Достоевского, проявилась, в частности, и в событиях Раскола XVII века, и в особой актуальности в России философско-исторической проблематики и в других культурно-исторических явлениях и процессах.

Культурная поляризованность

Как отмечал К. Н. Леонтьев, русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность - это нравственная середина, она предполагает следование правилам, общественным нормам независимо от нравственной позиции человека. И в этом своем качестве она не может быть интересна людям, стремящимся к абсолюту. В свете абсолюта, в соотнесении с ним нет оправдания нравственной середине, есть только абсолютная нравственная необходимость или полный нигилизм. Но святыми удается быть немногим, остальные же остаются без этой духовной высоты в мире, где все правила и нормы носят для них относительный характер, не являются оправданными. Поэтому в России так разителен контраст между немногочисленным слоем высокой культуры, между подлинно духовными людьми и огромной малокультурной массой. В России очень сложно складывается и очень хрупка культурная среда, слаба культурная традиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: