Месопотамия

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. «Месопотамия» означает «Междуречье» или «Двуречье». Название цивилизации дали античные греки. Она характеризуется как речная. Две реки (Тигр и Евфрат) дали жизнь жарким равнинам Двуречья. На территории Древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака, Ирана, Сирии, Кувейта) на протяжении трех тысяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные государства: Шумер и Аккад (IV—III тыс. до н.э.), Ассирия и Вавилония (II—I тыс. до н.э.), которые сформировали три великие культуры, (шумеро-аккадская, вавилонская и ассирийская). В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто учёные описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия. Развиваясь параллельно с Египтом, Месопотамия во многом не похожа на него. В отличие от естественно замкнутого пространства Египта, территория её была открыта для перемещения племён, вторжений и завоеваний. Поэтому культура этой обширной области Древнего Востока отличается многообразием своих проявлений.

На территории Месопотамии появились первые города-государства. Шумеры стали изобретателями клинописи — первой формы записи человеческой речи. Они создали первую в истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Глубокий след в современной культуре оставили научные открытия шумеров и вавилонян.
Многие черты материальной и духовной культуры, возникшие и оформившиеся в Двуречье, длительное время определяли весь последующий ход всемирно-исторического процесса. Глубокий след в современной культуре оставили научные открытия шумеров. Однако научные знания были вписаны в религиозное мировоззрение. Специализированные знания хранились в тайне замкнутыми жреческими кастами.

Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде.
Шумеры уже в 3 тыс. до н.э. установили, что утренняя и вечерняя звезда — это одна планета. На этом основании составлялись соответствующие прогнозы и предсказания в отношении хозяйственной деятельности и событий в общей жизни государства, а также правителей. К I тыс. до н.э. вавилоняне уже знали пять планет. С Шумеры умели определять длину лунного месяца, время весеннего и осеннего равноденствия. На этой основе они создали систему знаков зодиака — 12 созвездий, основы их символов сохранились до настоящего времени. С VII в. до н.э. в Вавилоне существовала официальная должность придворного астронома. Его задачей была систематическая запись наиболее важных изменений и явлений на небе.

В Месопотамии была разработана астрология. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и других планет; повторяемость затмений; установили семидневную неделю (каждому дню покровительствовало божество и его символ — светило) и, в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян.

Шумеры первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33-й параллели.

Шумеры и вавилоняне были превосходными математиками. Математика Двуречья находилась на более высоком уровне, чем египетская. Здесь знали десятичный счет, использовали и шестеричную основу счета, из которой возникло разделение круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Шумеры и вавилоняне знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, владели техникой решения квадратных уравнений. Они решали линейные и квадратные уравнения с двумя неизвестными, решали даже задачи, сводящиеся к кубическим и к биквадратным уравнениям. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в XVIII в. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора. Прекрасно знали они и геометрические законы. В Древнем Вавилоне умели исчислять проценты, измерять площадь, объем различных геометрических фигур.

Медицинские представления народов Междуречья были достаточно развитыми. Они уже в те времена проводили хирургические операции, знали лечебные свойства различных трав, умели диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи мазей, порошков и настоек, причем рецептура нередко была достаточно сложной. В эпоху царя Хаммурапи (XVII век до н.э.) уже существовала определённая специализация, в частности хирургия и лечение глазных болезней.

Однако, в отличие от египтян, из-за запрета анатомирования, знания анатомии были не очень глубокими.

В Древней Месопотамии, как и в Древнем Египте, важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры играли мифы. Шумерская мифология — одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены шумерами. Мифология Междуречья отражает в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы).

Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской и вообще месопотамской мифологии была теогоническая поэма «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле.

Религия в древней Месопотамии не составляла стройной системы, а складывалась из отдельных местных культов: у каждого крупного города был свой покровитель, защищавший интересы его жителей. Наряду с этим всюду на территории Месопотамии почитались и общие космические божества. Поэтому можно говорить об определенной преемственности в развитии мифологии религии шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев, населявших в те времена Месопотамию.
Существовали божества, связанные с самыми разными сторонами жизни и смерти. Верховными божествами считались бог неба Ан и богиня земли Ки. Богом воздуха был Эн-лиль, воды — Энки, Луны — Нанна, войнами «заведовал» Нергал, богиня любви и плодородия называлась Иштар (она же являлась покровительницей города Уруки). Жизнь бога (идола божества) проходила так же, как и царская. Божество обедало, выезжало на охоту. Оно имело свой гардероб, для которого шились одежды. В храмах проводились пышные ритуальные церемонии, в которых участвовали жрецы и жрицы, музыканты и танцоры.

Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз). В конце 3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон.

Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. Шумеры верили, что городами-государствами владеют и правят сами боги. Поэтому крестьяне и рабы обрабатывали особые участки земли либо храмам, либо землевладельцам, которые выплачивали часть урожая в качестве ренты. Владеть землей имели право немногие. Рента, дары, приношения, а также урожаи, полученные с земель, принадлежали богам, использовались для нужд храмов и для помощи беднейшим горожанам. Помимо жрецов и жриц, при каждом храме имелся большой штат чиновников, писцов, ремесленников, поваров, уборщиков. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.

Для шумеро-аккадского общества, исповедующего политеизм, характерно было то, что духовная жизнь не подавлялась религией, допускалась относительная веротерпимость, даже атеистические взгляды. Жреческая каста была довольно могущественной. Благодаря их усилиям человечество значительно продвинулось вперёд в области математических знаний и астрономии. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной силой.

В период возвышения Вавилона верховным божеством был объявлен Мардук — покровитель этого города. Наряду с верховным божеством признавались 7 главных богов, которые послужили основой современной семидневной недели. Они составляли совет старейшин в пантеоне богов.
Боги изображались как покровители царя, что способствовало оформлению идеологии обожествления сильной царской власти.

Духовную жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов, семерка планет, богов и семь дней в неделе.

Религия древних народов Месопотамии освещала существующий общественный порядок: правитель города-государства считался потомком богов, обожествлялась не только царская власть, но и культ умерших царей. Однако в отличие от Египта в Месопотамии культ умерших и идея обожествления царя не получили такого развития и размаха, как в Древнем Египте.

В отличие от Египта, на территории Двуречья долгое время (с конца IV тыс. до н.э. до II тыс. до н.э.) не было политического единства, централизованной власти и единой религии, а существовало несколько десятков мелких городов-государств. Город-государство — это самоуправляющийся город с прилежащей территорией. Население такого города-государства достигало 40-50 тыс. человек. Эти города-государства были единственными владельцами земли, которая воз-делывалась всеми жителями, не занятыми ремесленной деятельностью. Большая часть земли принадлежала храмам (жречеству), остальная была распределена между придворной знатью и мелкими земледельцами. Причём, мелкий земледелец получал 0,8-2,5 акра земли, высокий сановник до 35,5 акров, сам царь — 608 акров. Для простых граждан существовали тяжёлые условия аренды. Жрецы отдавали в аренду крестьянским семьям часть своих владений, отбирая у них в качестве оброка от 70 до 80 % годового урожая. Остальная часть храмовых земель обрабатывалась работниками под присмотром жрецов.

Строительство ирригационных систем, регулирование водоснабжения повело к установлению централизованного управления. Излишки, получаемые за счёт значительного усовершенствования и интенсификации земледелия, способствовали созданию городской аристократии во главе с могущественными вождями. Здесь постоянно велись войны, которые со временем приобретали всеобщий характер. Поэтому в городах сооружались мощные оборонительные системы. Применялись боевые колесницы, в которые запрягались дикие ослы (онагры).

Наиболее крупными городами-государствами были Ур, Урук, Лагаш, Аккад, Умма, Эшнунна, Вавилон и др. Начиная со II тыс. до н.э. значение Вавилона непрерывно возрастает и в течение почти двух тысяч лет Вавилония (так позже греки называли все Двуречье) оставалась экономическим и культурным центром всего древнего мира.

Каждый город-государство имел своего правителя и свои законы. После 2900 г. до н.э. стали править цари, основывавшие династии. Династия — это ряд последовательно правящих царей, обычно происходящих от одной фамилии, родона-чальника семьи. Во всех крупных городах-государствах были правящие династии. Руководство общественными работами находилось в руках бессменных должностных лиц — группы людей, сведущих в смене времени года, движении небесных тел, в деле землеустройства, хранения запасов пищи и взимании налогов.

Сложились общественные классы: вожди, самостоятельные земледельцы и арендаторы, ремесленники, писцы, чиновники и рабы. Местные вожди становятся вполне самодержавными царями. Раздоры и войны между различными деспотами приводили к возникновению более обширных владений, управляемых единым монархом. Так эти общественные формы, в основе которых лежало орошаемое земледелие, в период аккадской цивилизации при Саргоне дали некий «восточный» вид деспотизма — деспотическая монархия во главе с единым правителем-царем. Царь становится верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решает вопросы войны и мира. В период древневавилонского царства царь-реформатор Хаммурапи расширяет границы Вавилонского царства, подчиняет своей власти Шумер и Аккад и уничтожает власть энси — прежних царей и правителей. Вместо них назначает в каждом городе своего наместника, который должен был управлять всей областью, следить за сельским хозяйством и ремесленным производством, регулировать торговлю и собирать в царскую казну подати.

Шумерами были разработаны правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, легли в основу законодательства цивилизаций, которые на протяжении последующих тысячелетий возникали в Месопотамии. Важно, что эти законы должны были соблюдать все граждане.

Прекрасным примером дальнейшего развития является Кодекс Хаммурапи (Вавилония), высеченный на гранитной стеле, т.е. каменной прямоугольной плите, найденной в Сузах (теперь она хранится в Лувре). Царь Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н.э.) упоминается в Ветхом
Завете как современник патриарха Авраама (жившего якобы ок. 1800 г. до н.э.). Так что его имя было известно и до находки каменной стелы.

Кодекс Хаммурапи, в силу того, что он достаточно полно сохранился, принято считать первым сводом юридических законов, основой истории правовой культуры. Свод законов Хаммурапи составлял 282 закона. Кодекс представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Законы Хаммурапи поражают уровнем юридической мысли, существовавшей за 15 столетий до появления римского права. По этим законам человек, не оплативший долг, на три года обращался в рабство. «Око за око, зуб за зуб, человека за человека» — это тоже из законов Хаммурапи. Отсюда они попали в библию. Хаммурапи ввел так называемый «божий суд», когда ко всем подозреваемым в преступлении применялась равная мера наказания, (например, всем предлагалось выпить яд или все должны были приложиться языком к раскаленной на огне ложке и т.п.). Наиболее пострадавшие и объявлялись виновными. Этот суд применялся издревле у кочевых народов и оттуда перешел в законодательство Хаммурапи. Оно включало в себя также требования: «не лги», «не лжесвидетельствуй», «не кради» и др. За нарушения этих установлений полагались жестокие наказания. Как видим, библейские заповеди сформировались за многие сотни лет до создания самой Библии.

Кодекс считался образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной» культуры Месопотамии. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы, мораль и этика того времени. Законы Хаммурапи были направлены на поддержание устойчивых, традиционных социальных институтов.

Хаммурапи был не только прекрасным законодателем, но и опытным полководцем и политиком. При царе Хаммурапи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом.
Большую ценность имеют не только достижения Месопотамии в области политической теории, но и военного дела и практики (административное деление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях).

С чего начиналась Месопотамская цивилизация?

Самыми древними народами в истории были кочевники — номады. Номады (от гр. Номос — пастбище, жилище; обычай, правильный порядок) — коллективы людей, постоянно меняющих свои места стоянок, часто это скотоводческие племена, кочующие со своими стадами по обширным территориям. Номады кочевали с места на место, охотились на диких животных, употребляли в пищу дикорастущие овощи. Затем постепенно возникали оседлые формы общественной жизни, основанные на развитии земледелия. Впервые этот переход начал осуществляться ок. 10 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке в районе Плодородного полумесяца. Так называлась территория, расположенная на месте современных Турции, Сирии, Ирана и Ирака. Знания и навыки ведения сельскохозяйственных работ распространялись вместе с переселением народов в новые земли. Область Плодородного полумесяца охватывала просторы от Сирийской пустыни до плоскогорий Анатолии (современная Турция) и современного Ирана. Здесь издревле произрастали дикий ячмень и дикая пшеница, предшественники культурных ячменя и пшеницы. Здесь же находились и естественные пастбища диких животных — овец, коз, свиней, коров, предшественников домашних животных.

Земледелие началось с того, что люди стали отбирать некоторые колосья дикой пшеницы или ячменя, которые не так легко разносились ветром, были более устойчивыми. Их использовали для посева. Постепенно выводились культурные сорта злаков. Люди, выводившие их, были первыми земледельцами. Они применяли серпы для срезки колосьев. Это подтвердили археологические раскопки: один из таких серпов был найден в древнем поселении Чатал-Хююк в Анатолии. Он был изготовлен из вулканического стекла обсидиана.

Конечно, поля свободнорастущих диких злаков вполне могли обеспечить пищей группы в течение нескольких месяцев. Люди замечали, что после сбора урожая злаки прорастали вновь из семян. Разносимых ветром, и кочевники могли снова и снова возвращаться на это место. Но вот кое-где люди научились сами сеять злаки, чтобы обеспечить себе урожай и в будущем году. В таком случае они уже оставались на этой территории, чтобы сохранить и убрать урожай. Так постепенно совершался переход к оседлости.

Охотники начали ловить самых молодых диких животных с тем, чтобы вырастить их и приручить. Такие прирученные животные давали людям молоко, шерсть, мясо. Крупных и агрессивных животных убивали, и постепенно, таким образом, были выведены новые породы более мелких, но послушных животных.

Вскоре появились и первые поселения людей. Произошло это в связи с переходом ранних земледельцев к оседлому образу жизни и необходимостью сооружения постоянных жилищ. Их строили из жидкой глины и соломы. Людям хотелось сделать свою жизнь более удобной, они стали заниматься ремеслами. На территории Ирака археологами были найдены древние хижины, относящиеся к 5 тыс. до н.э., а на территории Турции — керамические сосуды, относящиеся к 8 тыс. до н.э. Примерно в это время люди научились прясть и ткать ткани для своей одежды (около 7 тыс. до н.э.). В Ираке был найден относящийся к этому времени ткацкий станок.

Благодаря археологическим раскопкам, мы можем назвать первые города людей. Древнейшими городами, открытыми археологам, являются Иерихон (8 тыс. год до н.э.) и Чатал-Хююк (6, 5 тыс. год до н.э.).

Основным занятием населения Месопотамии стало земледелие. Очевидно потому, что здесь были лучшие условия для его возделывания. Здесь почва была мягкой, разливы рек приносили много влаги и плодородный ил. Правда, людям приходилось вкладывать огромный труд для осушения болот, образовывавшихся при разливах. Но мягкую почву речных долин можно было обрабатывать не столь совершенными орудиями. Увлажнённая плодородная земля речной долины давала богатые урожаи даже при плохой обработке.

Земля Шумера была плоской и плодородной, но страдала от недостатка влаги. Хотя Евфрат каждую весну, разливаясь, затоплял берега, летом почва от зноя становилась твёрдой, как камень. Постепенно люди научились строить оросительные каналы, чтобы создать запасы воды и подавать её на поля. Земледельцы-шумеры в этом опередили египтян. Ирригационное земледелие стало главным источником жизненного благополучия, богатства и могущества страны. Шумеры сумели превратить мертвые земли в цветущий, край. Густая сеть оросительных каналов, распределяющая воды рек Тигра и Евфрата по полям, и тщательная обработка земли позволили возделывать гораздо больше земель и получать обильные урожаи зерна. Документы 2500 г. до н.э. свидетельствуют о 66-кратных урожаях на ячменных полях. Греческий историк Геродот писал, что шумеры собирали зерновых в 200 раз больше, чем сеяли. Шумеры занимались также садоводством и огородничеством. В садах выращивали яблоки, гранаты, айву, виноград. Но особую заботу проявляли в отношении фиников, которые служили важной статьей внешней торговли. Обширные степи позволяли разводить скот.

Избыточный продукт, получаемый от ведения ирригационного земледелия, позволил некоторым людям заняться другим трудом, нежели земледелие. Так были созданы предпосылки для выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства. Развивались гончарное производство и металлургия. Каменные орудия вышли окончательно из употребления в начале III тыс. до н.э. Употребляли деревянные серпы с кремневыми вкладышами, а в конце III тыс. до н.э. наряду с ними появляются медные серпы.

Развитие ремесел привело к строительству больших поселений — городов. Первые города в Месопотамии появляются в 4 тыс. до н.э. Вокруг городов воздвигали мощные оборонительные стены (толщиной до 8-12 м). Вавилон был окружён даже тремя рядами стен. В центре города находилась крепость, в которой размещались дворец правителя, храм и административные здания. Жилища жителей располагались вокруг крепости. Большие здания возводили на искусственных насыпях — платформах, защищавших постройки от разлива рек. Основными строительными материалами были глина, дерево и камень.

Шумеры, вавилоняне и ассирийцы обустраивали свои города. Поскольку в Двуречье было очень мало камня, городские постройки возводились из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. Естественно, они были недолговечны. Уже к середине 3-го тыс. планировка городов стала геометрически правильной: с чёткими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него располагался дворцовый комплекс с оборудованным водопроводом, бассейнами и канализацией. При возведении крупных сооружений вавилоняне использовали блоки. Археологические раскопки показали, что некоторые состоятельные люди в городах Шумер жили в домах, имевших весьма сложный интерьер. Дома имели специальные помещения для кухни, обширные внутренние дворы, куда открывались окна и двери дома; на втором этаже размещались спальни, к ним вели деревянные лестницы и галереи, по которым переходили из помещения в помещение.

Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга. Каналы и реки служили главными дорожными путями. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного развития Месопотамии.

Города стали центрами ремесленного производства. Шумеры славились своими ремеслами. Они производили разнообразные предметы из цветных металлов. Среди погребального инвентаря найдены изготовленные из золота, серебра и меди шлемы, топоры, кинжалы и копья, встречаются чеканка, гравировка и зернь. С использованием цветных металлов в хозяйственной деятельности связано и изобретение колеса. В Месопотамии изготавливали двухколёсные и четырёхколёсные повозки как для хозяйственных, так и для военных нужд. Тягловой силой были быки и нередко рабы. На вавилонских изображениях II тыс. до н.э. воспроизведены плуги. Плуг обслуживали три человека: погонщик быков, пахарь и сеятель.

Принцип вращательного движения был использован в гончарном производстве при изобретении гончарного круга. Гончарный круг впервые появился у шумеров в конце IV тыс. до н.э. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и глазурью. Глиняная посуда нашла широкое применение в быту.

Важным для жизни было ремесло выделки кож, из которых делали одежду, покрытия для лодок, кибитки, бурдюки для хранения воды и для организации переправ воинов через водные преграды.

У шумер развито было и ткачество. Они шерсть ткали и для одежды и для покрывал, которые заказывали даже римские императоры. В мастерских при монастырях изготовляли ткани с золотой и серебряной нитью — парчу. Во всех видах работ участвовали рабы. Если они были грамотными, тогда хозяева отпускали их, чтобы они зарабатывали деньги на себя и хозяев.

В первой половине II тыс. до н.э. произошло новое объединение всей долины Двуречья вокруг Вавилона. С этого времени в течение почти двух тысяч лет Вавилон был экономическим и культурным центром всего древнего мира.

Своего расцвета Вавилон достиг при царе Хаммурапи. Здесь широко практиковалась аренда и субаренда (земли, зданий, скота). Сделки оформлялись договорами, скреплёнными подписями и печатями сторон. Печати в виде цилиндриков обычно носили на шнурке на поясе. При строительстве крупных сооружений в Вавилоне стали применять грузоподъёмный блок. Для снабжения жителей водой был сооружён акведук, имевший длину, равную расстоянию от Парижа до Лондона. От лидийцев месопотамцы переняли металлические монеты. В общегосударственном масштабе была введена единая система мер и весов, развита торговля. Жители Месопотамии торговали продуктами, тканями, обменивая их на древесину, камни и металлы. Купцы бывали во многих странах Малой Азии, Армении, на побережье Средиземного моря, Персидского залива, обменивали товары с индийскими купцами, например, из Дильмуна, нынешний Бахрей. Месопотамия была центром караванных путей.

Индия

В плодородной долине Инда более 5 тысяч лет назад возникла одна из древнейших мировых цивилизаций. На её основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до настоящего времени, причем не только на территории Индии. Как свидетельствуют данные современной науки, древнеиндийская цивилизация стояла в одном ряду с древнейшими очагами культур Востока. Индия не уступала по территории всем странам Переднего Востока вместе взятым.

Основными центрами цивилизации на Инде были Харап-па и Мохенджо-Даро — большие города. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем древнем Востоке. Причины упадка этой цивилизации точно не известны, но к моменту проникновения в Индию арийских племён она не прекратила своё существование полностью. Следы влияния Хараппы исследователи находят в более поздней культуре. В дальнейшем культура Индии будет представлять собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и ин-доариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга.

Следуя хронологическому принципу, в истории Индии можно выделить: Хараппскую цивилизацию (2500-1700 гг. до н.э.), эпоху Маурьев (320-185 гг. до н.э..), эпоху Кушанов (78-200 гг.), Гуптскую империю (320-510 гг.), а в эпоху средневековой Индии — мусульманский период развития (Делийский султанат, империя Великих Моголов).

Одной из главных черт индийской культуры является её комплексный характер, слитность религиозных, социальных, эстетических аспектов. Неразрывно связаны в ней религиозные верования, ритуалы, нормативная мораль, эстетические идеалы, социальные институты. Особенностью культуры Древней Индии является ее самобытный характер, что можно объяснить относительной изоляцией, в которой долгое время развивалась Индия. Характерной чертой древнеиндийской культуры была развитая духовность. В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла индийская философия, которая проявляла большой интерес к внутреннему миру и внутренней активности человека. В Индии глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения древнеиндийских врачей, астрономов, математиков и др. Высокого уровня здесь достигло художественное творчество. В процессе культурной эволюции в Древней Индии родились различные религиозно-философские течения - брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Последнее стало и самой ранней по времени одной из трех мировых религий.

Таким образом, по уровню материально-экономического развития (использование металлических орудий труда, наличие развитого земледелия, скотоводства, ремесла), письменности и литературы и др. Индия в основном не уступала первым из развитых обществ Двуречья и Египта.

Древние индусы были жизнерадостным народом. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим и сопровождались разными увеселениями и процессиями. Были широко распространены азартные игры — во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. В Древней индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением людей. Самым высоким из всех законных видов наслаждения они считали эротические действа. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует сексуальной символикой и откровенными эротическими моментами. Сам процесс сотворения мира изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар повсеместно высекались на стенах храмов.

Священные предания, сутры — руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни — уделяли большое внимание любовным отношениям. До сих пор хорошо известен древнеиндийский трактат о любви «Кама сутра». Среди многочисленных праздников, которые следовали один за другим, наиболее широко отмечался праздник в честь Камы — бога любви.

Древние индийцы ценили искусство шахматной игры. Шахматы в Индии издревле считаются игрой царей. И фигурами в ней были, кроме царя и визиря, четыре традиционные силы индийского войска: слон, конь, ладья-колесница и солдаты-пешки.

Индийская культура, яркая и самобытная, созданная многими племенами и народами, вошла составной частью в сокровищницу мировой культуры и занимает достойное место среди культур народов мира, оказывая на них значительное влияние.

Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Таиланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на запад, особенно на Германию конца XVIII — начала XIX вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали все переведённые к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почётных мест в истории всемирной литературы. Она очень многообразна и по своим жанрам, и по языково-культурным традициям. Древнейшим индийским памятником литературы являются Веды (санскр., досл. — священное знание). Веды — это четыре главные книги (Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа), которые создавались в течение XII-VII вв. до н.э. Они включают гимны мифологического и космологического содержания, песнопения, басни, сказки, описание ведических ритуалов, правил, магические заклинания и формулы. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их.

Во второй половине I тыс. до н.э. происходит становление эпического творчества. Эпические поэмы складывались и редактировались на протяжении многих столетий. К основным эпическим памятникам относятся знаменитые поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Они отразили то религиозно-мифологическое ощущение, которое составляло специфику образного мышления индийского народа в древности. В центре «Махабхараты» — преклонение перед богом и его всесилием. В основе сюжета «Рамаяны» — история жизни Рамы — идеального сына и идеального правителя. Поэма «Рамаяна» — это гимн божественной гармонии, любви, милосердию и состраданию.

Обладая исторической и литературной ценностью, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» стали национальным достоянием индийского народа, который в трудные периоды своей истории находил в них моральную поддержку и опору. Они и сегодня служат руководством в области законов и морали.

Выдающееся место в литературе Индии занимает творчество величайшего поэта гуптской эпохи Калидасы, жившего в конце IV в. до н.э. Все его произведения — поэмы, пьесы, лирические циклы — тесно связаны с фольклором и древнеиндийским театром. Театр в Индии возник раньше, чем в Греции. Расцвет древнеиндийской драматургии приходится на эпоху Гуптов (IV-V вв.).

Арии очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе, сопровождая это аккомпанементом ударных — цимбал и барабанов.

В гимнах встречаются упоминания о пении, танцах и об искусстве танцовщиц. В древней Индии сложилась особая танцевальная культура, в которой всё имеет определённый смысл — мимика, движение тела, жесты рук и пальцев, поворот и движения головы, направление и характер взгляда, позиции танцующих ног, ритм танца и т.д. Таким образом, танец был превращен в повествование средствами пластики, близкое к пантомиме, но более эмоциональное и красочное.

Архитектура и скульптура. Самые древние из сохранившихся памятников древнеиндийской архитектуры связаны с появление буддизма, когда началось широкое строительство храмов (чайтьи), обителей для монахов, а также разнообразных форм древнеиндийского культового искусства — ступы (сооружение в форме полусферы, предназначенное для хранения реликвий Будды), памятные столбы — стамбхи.

Стамбхи — монолитные колонны, которые царь Ашока воздвигал на местах, связанных с историей буддизма, — завершались фигурами животных. Такова была стамбха из Сарнатха (место первой проповеди Будды). Ступа первоначально выполнялась в виде полусферического земляного холма, облицованного камнем. Затем появились внутренние помещения для хранения урн с пеплом или других реликвий, ограда, ворота, конструкция которых восходит к деревянным крытым воротам деревенского дома. Лучше всех сохранилась большая ступа в Санчи (III в. до н.э.). Она представляет собой огромный выложенный из кирпича и камня холм в форме полушария около 15 м высотой. Каменные ограда и ворота ступы покрыты рельефом, воспроизводящим различные эпизоды из жизни Будды.

Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде.

В Древней Индии скульптор работал в тесном содружестве с архитектором. Храмовый комплекс с главным божеством в центре был богато украшен множеством скульптур, которые располагались в строгом соответствии со сложившейся иерархией и служили фоном для главного изваяния. В нише чайтьи против входа устанавливалась статуя Будды. В древности изображений Будды в храмах ещё не было, а его учение проповедовалось в виде символов — колеса законов «чакра», «зонтиков», священного дерева «бодхи». Затем, во II в. до н.э., на воротах и оградах ступ возникают рельефы по мотивам джатак — рассказов о перерождениях Будды. И только в первых веках нашей эры (династия кушан) появляются его скульптурные изображения.

К числу наиболее ранних памятников каменной скульптуры относится знаменитая «Львиная капитель» колонны Ашоки в Сарнатхе: четыре льва, повёрнутые спинами друг к другу» стали национальным гербом современной Индии.

Для индийской скульптуры характерна не портретность, а идеализация. Портретная скульптура в Индии не получила распространения. Мягкий овал лица Будды, прямой нос, полузакрытые глаза, легкая улыбка, орнаментально прочерченные складки одежды — все оставляет впечатление величавого спокойствия. Эти статуи устанавливали в полумраке пещерных храмов, в голубоватом дыме курильниц — в обстановке созерцания, тишины и покоя.

Живопись. Высшим достижением и завершением искусства Древней Индии является живопись. Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности. О древнеиндийской живописи можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Ад-жанты. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Красочные, реалистичные изображения — боги, люди, животные — проникнуты поэзией и любовью к природе, совершенством чувственных образов и пластики. По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство — поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков.

Важна роль древнеиндийской философии в развитии научных дисциплин. Общеизвестно, что древние индийцы добились больших успехов в развитии научных знаний, индийские учёные ещё в далёком прошлом предвосхитили многие открытия, сделанные европейскими исследователями в средние века и новое время. Большого прогресса во времена династии Гупта достигли индийская астрономия и математика. Первыми объектами исследования на небе для древних индийцев стали Солнце и Луна. Как и в других регионах древнего мира, их наблюдением регулярно занимались жрецы, а первым практическим применением астрономии стало составление календаря. Уже в VI в. до н.э. существовало несколько календарных систем. Астроном Арьябхата (V—нач. VI в.) высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработал также теорию солнечных и лунных затмений. Ему было известно значение числа «пи», он предложил оригинальное решение линейного уравнения, которое близко к современным методам математики. Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления, которая через Арабский Восток попала в Европу («арабские» числа заимствованы арабами у индийцев). Категория «пустоты», открытая крупнейшим философом древности Нагарджуной, привела к появлению понятия «нуль» и абстрактных чисел. Если у египтян и греков ведущей наукой была геометрия, то Индия — родина алгебры. «Корень», «синус», «цифра», «три» — все эти термины пришли в нашу жизнь из Индии. Искусство математиков в Древней Индии очень ценилось.

Занятия медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийские врачи обогатили мировую медицину содержательными работами по терапии и хирургии. Особое значение придавалось мозгу, спинному хребту и грудной клетке как вместилищам болезней. В «Ведах» упоминаются также разные виды недугов. В качестве лекарств использовали ртуть, серебро, мышьяк, а также не менее 760 видов ядовитых и лекарственных растений. Более двух тысяч лет тому назад индийские целители открыли вакцинацию для борьбы с оспой. Высокого уровня достигла хирургия. Хирургические трактаты описывают множество операций с применением 120 хирургических инструментов и обезболивания.

Около X в. до н.э. в Индии начинает складываться древнейший канон Аюрведы (науки долголетия) — свод древнеиндийских медицинских знаний, включающий разделы по хирургии, терапии, педиатрии, фармакопее, сексопатологии и др. Индийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на человека, значительное внимание уделялось гигиене, диете. Популярная сегодня тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской аюрведы.

Индийская медицинская мысль, как и античная, специальное внимание уделяла антропогеографии, т.е. влиянию на человеческий организм природных условий. Определённые параллели прослеживаются в индийских и античных учениях о наследственности и о врачебной этике.

С развитием медицины тесно связаны накопление и систематизация знаний в других областях естественных наук. Появились классификации растений, поскольку последние имели лекарственное значение. Химические знания также связаны с фармацевтикой. Помимо медицины источником сведений по химии была и техника изготовления кислот, красок, парфюмерии. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция.

Некоторые гидротехнические сооружения древней Индии явились прототипом современных конструкций в Европе и Америке.

Однако религиозно-философская оболочка научных изысканий не способствовала формированию систематического изучения природных процессов, естественных закономерностей.

Точное время возникновения письменности в Индии определить сложно. Известно, что в Хараппский период было рисуночное письмо, насчитывавшее около 400 пиктографов и слоговых знаков. Тексты были коротки, как правило, в основном до восьми знаков. Строки располагались горизонтально, писали справа налево. Однако до сих пор ученым не удается дешифровать тексты хараппской цивилизации.

В III в. до н.э. в Индии уже существовала очень развитая и совершенная письменность. В VII в. до н.э. появляются первые образцы древнейшего на континенте алфавитно-сло-гового письма брахми. В дошедших текстах имеются сведения о распространении грамотности в VII-VI вв. до н.э., и притом не только в среде брахманов.

В многоязычной стране развитие получило языкознание. Во второй половине I тыс. до н.э. учёным брахманом Панини был создан санскрит — язык, который в условиях значительной политической, экономической и культурной раздробленности древней Индии играл важную роль средства общения между самыми различными племенами и народностями. Поскольку обучение и образование было в основном богословским, непременным признаком образованности стало знание санскрита.

Следует помнить, что в Индии грамотность и эрудиция всегда были в почёте, так как учёность предполагала и высшие знания, и добродетель.

С самого начала зарождения индийского общества религия играла существенную роль, вся жизнь индийца была пронизана религией. В ранний период религия, подобно другим сторонам жизни, отличалась простотой. В почитании были различные силы и явления природы. Теория сотворения и функционирования мира в древней Индии была представлена в Ведах.

Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Эти обращения к богам, гимны и заклинания рисуют мир ведийского человека, его верования, представления о мироздании. Совокупность этих верований принято называть ведизмом. В гимне «Песнь творения» говорится: вначале существующее было бесформенным хаосом. В нем возникло стремление, и в нем прорезался свет, оформились небо и царство воды. Так возник мир. Боги появились позже сотворения мира. Древние индийцы поклонялись многим богам и божествам. «К числу древнейших ведических божеств относились Диаус — бог небес, отец и Притхви — богиня земли, мать. Позднее их место заняли Варуна, бог неба и Индра, бог грома и дождя. Богам придавали антропоморфные черты, приписывали человеческие поступки и образ жизни. Первоначально все боги были смертны. По представлениям древних индийцев, Вселенная состояла из трех сфер-миров (лока): земли, воздушного пространства и неба и называлась «трилока» (три мира). Соответственно был представлен и мир богов.

Главными божествами были: Индра — бог грозы, могущественный воитель; Агни — верховный жрец, защитник домашнего очага, «хранитель дома и людей»; Сурья — бог Солнца, враг мрака и холода; Сома — бог Луны и опьяняющего священного напитка. Строгой иерархии богов не существовало, не было верховного божества; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов, в каждый конкретный момент именно он представлялся главным, несущим счастье и отводившим болезни и беды.

В ведической религии одним из основополагающих было учение о карме (санскр. — деяние). Суть его заключается в том, что в жизни все действия и поступки человека не проходят бесследно. Все действия, плохие и хорошие, приносят свои плоды и помогают тем, кто совершает их, подняться или опуститься по ступеням переселения души. Какое место займет душа человека после его смерти, достигнет врат рая или ада, зависит от меры праведности каждого при жизни. Судьбу человека определяет деяние (карма). Понятие карма означает не только поведение, но и воздаяние, с которым оно состав-
ляет единство. При хорошей карме есть возможность родиться в более высокой варне, при плохой, греховной — в более низкой. Главный путь к хорошей карме — строгое соблюдение ритуала и своего места в системе варн.

С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов, в среде которых появляются многочисленные религиозные учения и делаются попытки переосмыслить религиозные верования, свести их в единую религиозную систему— брахманизм. Основы брахманизма излагаются в Ведах. Согласно новой теории творец вселенной — Брахма. Брахман представляет собой причину всего сущего, которая покоится в себе самой, нечто, что находится везде, в любом явлении мира. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксакльная религия — джайнизм, сыгравшая немалую роль в истории Индии и ее культуры. Джайнизм отвергает авторитет Вед, открывает доступ в свои общины представителям всех каст, мужчинам и женщинам. Джайнизм, подобно зороастризму, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Джайнизм, хотя и не был никогда массовой религией, существует в Индии и в настоящее время.

Другой позднейшей формой развития брахманизма, или ведийской религии, стал индуизм. Он воспринял важнейшие положения ведической религии — признание святости вед, ритуализм, веру в переселение душ и закон кармы. Но появилось и новое. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада, триединство (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну (бог-охранитель) и Шива (бог-разрушитель). Священными текстами индуизма, помимо Вед и Упанишады, были признаны эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Один из героев «Махабхараты» — Кришна — и главный герой «Рамаяны» Рама были включены в индуистский пантеон как воплощения Вишну. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны родилось новое направление в вишнуизме — кришнаизм.

Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества. Особого развития индуизм достиг в средние века, став основной религией населения.

Значительно позднее, чем ведизм, сложился в Индии буддизм, который через несколько столетий стал одной из трех мировых религий. Его создателем считается Сиддхартха Га-утама (623 — 544 до н.э.), кшатрий (индийский принц) из племени шакьев, живших на границе современного Непала и Индии. В возрасте двадцати девяти лет он отказался от жены, сына, богатства, звания и наследства и ушел из дому, чтобы просветиться через аскетизм. В течение семи лет умерщвлял Гаутама свою плоть, доводя строгость аскезы до той предельной точки, за которой уже была смерть, и не сделал первого шага к возвращению, пока не воссиял в нем яркий свет. По преданию, однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достиг «просветления». Ему открывается вся истина. С этого момента он становится Буддой — «Просветленным». Будда стал собирать вокруг себя учеников, с тем, чтобы указать другим путь к достижению высшего совершенства. Гаутама посылал своих учеников проповедовать во все концы Индии, вместе с другими странствовал и распространял свое учение. Чтобы люди понимали его слова, он говорил в форме притч, коротких нравоучительных рассказов.

Основу раннебуддийского мировоззрения составляют, так называемые «четыре возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» Будды Гаутамы. Это четыре истины: учение о страдании, о прекращении страдания, о причинах страдания и о пути к прекращению страдания.

Будда утверждал, что жизнь человека на земле — сплошное страдание, а причиной страданий являются желания человека, его невежество. Человек должен подавить всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было.

Как же можно достигнуть этого уничтожения желаний? Этому учит последняя из «четырёх возвышенных истин». Она говорит о «восьмеричном пути», ведущем к прекращению страданий: это «праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание». Следуя этим «восьмеричным путём», человек достигает в конце концов совершенства: он становится ар-хатом — святым и погружается в нирвану. Нирвана — это состояние вечного блаженства, когда душа все воспринимает, но ни на что не реагирует, это высшее состояние духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Человек должен совершить в самом себе духовное преображение, прийти к правильной жизни и правильным суждениям. Самое главное требование Будды — непричинение зла живому (нельзя губить растения, животных, причинять зло людям).

Учение Будды глубоко нравственное. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен».

Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негативных страстей (например, от гнева, печали, жадности, злости), но и страстей, которые с точки зрения европейской культуры оцениваются положительно (например, радость, любовь, привязанность к семье и друзьям).

Буддизм получил большое распространение в I в. н.э. в Китае, Тибете, Японии. Будучи приемлемым для различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, всё же к началу новой эры буддизм стал уступать место индуизму.

В истории культуры Индии значительное место принадлежит философии. Отечественный востоковед Ф.И. Щербат-ской писал: «Самой сильной стороной индийской образованности является ее философия». Начав с осмысления отношений между богами и людьми, древние индийцы пришли к рассуждениям о соотношении между природным и сверхприродным, духовным и материальным, т.е. вышли на определённый уровень абстрактного мышления, что привело к появлению религиозно-философских школ, затрагивающих различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру, различные способы миропонимания. К этим школам относятся: «Локаята», «Вайшешика», «Санкхья», «Йога», «Веданта».

Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, в том числе против идеи религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение вайшешика, находящее определённые аналогии с учением Демокрита. Патанджали — основатель школы йоги — специальное внимание уделял разработке вопросов человеческой психологии. Одним из крупнейших махаянских философов был Нагарджуна, выступивший с концепцией «всеобщей относительности», или «пустоты» (шу-нья-вада). Его идеи оказали большое влияние на судьбы буддийской философии в Тибете и Китае, а разработка им логических категорий во многом предопределила развитие школы логиков в Индии. Школа санкхья (доел, «счет») отразила многие достижения древнеиндийской науки. К концу древности наибольшее влияние приобрела идеалистическая школа веданта, создателем которой был выдающийся философ и проповедник Шанкара, но немалую роль в развитии индийской философии сохраняли и рационалистические концепции.

Индийская философия имеет практическую направленность. Она обращена к повседневным нуждам человека, она стремится не просто объяснить или описать мир и место в нем человека, а стать жизнью для человека, важнейшей частью его общей культуры.

В Древней Индии процесс образования государства был длительным. Постепенно племенная аристократия превращалась в верхушку образующихся раннеклассовых государств, которые складывались на племенной основе. К середине I тыс. до н.э. в долине Ганга завершился процесс превращения органов племенного самоуправления в государственные. Постепенно усиливается власть царя (раджы). Сам царь командовал войском, распоряжался государственным имуществом, возглавлял аппарат управления. Такое исключительно высокое положение раджей привело к тому, что государственная власть стала священной.

Одновременно с формированием государства шло развитие аппарата управления. Все высшие должности в государственной администрации занимались представителями знати). Население уплачивало налоги. Существовала и определенная система полицейской организации.

В первой половине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств — Магадха, Коша-ла, Бриджи, Малла и др. В результате ожесточённых войн между этими государствами возвысилось государство Магад-хи, правители которого из династии Маурьев в IV в. до н.э. стали во главе первой в истории Индии рабовладельческой державы общеиндийского масштаба.

Во второй половине I тыс. до н.э., в эпоху Маурьев, Индия имела высокоразвитую систему государственной администрации, управлявшей всей экономической жизнью империи, и весьма совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (середина III в. до н.э.).

Первоначальной единицей арийского общества, как и всех других древних патриархальных обществ, была семья. Семья находилась под абсолютной властью отца — отец был её царём, судьёй и жрецом. Доблести и подвиги каждого отдельного члена семьи распространялись на всю семью, за все его проступки и обязательства отвечала также вся семья. Семья была неделима, и как бы ни была многочисленна, она тем не менее оставалась одним юридическим лицом, а ее имущество — земля и прочее — являлось общим и нераздельным. Уже издавна из среды арийского общества стали выделяться семьи, на которых лежали известные обязанности. Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия — варны (санскр. — качество, цвет): брахманов («чистые») — жрецы, раджанья (знать); кшатриев («наделённый могуществом») — военная знать; вайшьев («наделённый имуществом» — ремесленники, купцы, торговцы, скотоводы и земледельцы; шудр — батраки, слуги.

Особенностью сословного деления общества в Древней Индии было противопоставление первых трёх высших сословий четвёртому, состоявшему из чужаков, пленников, а также лишившихся земли и помощи сородичей общинников. Шудры составляли самую многочисленную часть народонаселения Индии. В древнеиндийском обществе существовала жесткая иерархия сословий. Это деление общества на варны закреплялось законодательно «Законом Ману» (по имени полулегендарного правителя Индии V в. до н.э.), определившим права и обязанности представителей разных варн.

В древнеиндийском обществе каждая из четырёх варн состояла из нескольких каст — социально-профессиональных слоев, с чётко сформулированными нормами социального поведения. Принадлежность к кастам определялась рождением и наследовалась. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезни-чества (пищу можно было принимать только от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Кастовая принадлежность определяла, как правило, круг общения человека, за пределы которого выходить было нельзя.

Кастовый строй в Индии впоследствии был закреплён в «Законах Ману». Этот сборник правовых норм, составленный, как полагают, около V в. до н.э. (но записанный гораздо позже), сделался кодексом социального строя Индии на все последующие столетия. В нём кастовая структура индийского общества закреплялась и освящалась религией.

Религия ужесточила систему варн. Эта система со временем не только не распалась, но, напротив, становилась всё жёстче, сильнее, разветвлённее. Укрепляясь, она обрастала всё новыми разрядами, подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в ту самую систему каст, которая дожила до наших дней и пока ещё отнюдь не отмирает. Вне этой системы была группа неприкасаемых — люди, которые не входили ни в одну из каст. Неприкасаемые жили за пределами селения, носили на своей одежде знак, запрещающий другим общаться с ними. Рабами они не являлись, но и закон их не защищал.

Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности сельской общины. Сельская община не была одинаковой по своей форме в различных частях страны. В наиболее отсталых районах, ещё мало затронутых развитием рабовладельческих отношений, община была родовой, с коллективной собственностью на средства производства, коллективным трудом и равным распределением продуктов. В относительно освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование.

Другой отличительной особенностью сельской общины в Индии было соединение земледелия с ремеслом, превращавшее общину в самостоятельную экономическую структуру. Почти весь продукт производился для непосредственного потребления самой общины, а не на продажу. Для получения ремесленных изделий община содержала за свой счет нескольких ремесленников: кузнеца, плотника, горшечника и др. Это делало общину экономическим организмом, мало связанным с жизнью своего государства.

Древняя Индия отличалась большим разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом. Население жило сельским трудом, пользовалось плугом с запряжёнными несколькими парами быков, выращивало большое число земледельческих культур (просо, пшеница, ячмень, горох).

Выращивали также дыни, сажали финиковые пальмы. На значительной части территории число осадков достигало 700 мм в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как сахарный тростник, джут и рис. Известный исследователь материальной цивилизации Ф. Броде ль отмечает, что поливной рис первоначально появился в Индии, а оттуда распространился в Китай, Тибет и другие регионы. Рисовые плантации совершили настоящую «революцию» в материальной жизни людей: 1) под рис использовалась без конца одна и та же возделываемая земля; 2) стабильность урожая благодаря тщательным ирригационным работам; 3) с них можно было снимать два, а то и три урожая в год. Выращивание риса впоследствии, как указывает Ф. Бродель, привело к демографическому подъему в Индии и Китае. Существует предположение, что именно индийцы первыми стали культивировать на своих плантациях и такое ценное растение, как хлопок, используя его волокно. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.

Кроме земледелия, в Индии широкое развитие получило скотоводство. Так, например, быки и буйволы играли значительную роль как тягловые и вьючные животные, а их высушенный навоз использовался в качестве топлива.

На высоком уровне находилось развитие ремесел, в поселениях существовали кварталы ремесленников. Древние индийцы занимались прядением, ткачеством, производством кирпича и глиняной посуды. Последнюю уже делали на гончарном круге. Глиняная посуда хорошо обжигалась и покрывалась орнаментальными узорами.

Первые орудия труда и оружие были сделаны сначала из меди (IV тыс. до н.э.), потом — из бронзы (III тыс. до н.э.). Переход к металлическим орудиям осуществлялся прежде всего в тех районах, где имелись месторождения медной руды. Также древние индийцы занимались изготовлением изделий сплавов металлов. Они знали ковку, плавку, литьё металлов.
Для плавки металла служили печи, воздух в которые подавали с помощью мехов. К началу IV в. до н.э. железо окончательно вытеснило другие материалы. Технический прогресс ко времени образования империи Маурьев в Индии привёл к серьёзным сдвигам в развитии производительных сил. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причём земледелие уже явно преобладало, а скотоводство имело подсобное значение. Наряду с возделыванием полевых культур большое значение приобретают садоводство и огородничество.

Продолжало развиваться и совершенствоваться ремесло. Индийские ремесленники достигли больших успехов в металлургии, холодной обработке металлов, в обработке камня, дерева, кости и т.д. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские ювелиры.

Города вели оживлённую торговлю, свидетельством чего являются находки большого количества гирь. Существовали торговые связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Эта связь осуществлялась и по воде и по суше. Рост торговли привёл к появлению металлических денег. Однако простой обмен товаров продолжал ещё оставаться важной формой торговли.

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, с населением не менее 100 тыс. человек. Города имели чёткую планировку, прямые, широкие улицы, шедшие параллельно друг другу. В городах строились двух- и трёхэтажные здания из хорошо обожжённого кирпича. По архитектуре здания были довольно просты. Но удивительно высок был уровень «комфорта». Существовали специальные помещения для омовений в жилых домах и городская баня с бассейном и подогревом воздуха. А система городской канализации в. Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке. Такую систему не имела ни одна другая древняя культура, даже римская. По подземной трубе, выложенной обожжённым кирпичом, использованная вода стекала в канализационную систему, расположенную под тротуаром. Труба отводила нечистоты и со второго этажа, на который вела лестница. Размеры и уровень благоустройства жилых домов были различны. Но везде строго соблюдалась определённая планировка, первостепенное внимание уделялось санитарии.

Индийцы умели сооружать плотины, водоподъёмные колёса, здания сложной архитектуры. Хараппцы строили города-порты. Самым крупным в то время был Лотхал (на берегу Камбейского залива). Лотхальский док длиной 210 м, шириной 35 м и глубиной 4,15 м являлся чудом инженерного искусства. Близ причалов находился громадный склад. Поселения Мохенджо-Даро и Хараппы имели мощные цитадели, которые как бы господствовали над городом. В этих крепостях сосредотачивались административные здания, крупные зернохранилища, что позволяет думать о существовании в указанный период времени сильной государственной власти.

Древние восточные цивилизации появляются на берегах рек: на Ниле — Древний Египет, на Тигре и Евфрате - Месопотамия, на Инде - Древняя Индия, на Янцзы и Хуанхэ - Древний Китай. Древневосточные цивилизации характеризуются определёнными особенностями: неизменность социально-экономического уклада; сакрализация власти правителя. Основная производственная единица - земледельческая община, привязанная к водным артериям, что требует коллективных усилий и организации совместной деятельности. Деспотическое государство с развитым бюрократическим аппаратом; мировосприятие человека в традиционном обществе, определяемое мифом, магией и религией, что характеризует неотделимость человека от окружающей его природы и собственной телесности. Эти особенности находили свое конкретное воплощение в каждой из древнейших цивилизаций Востока в той или иной мере.

Древневосточные цивилизации оставили человечеству свои наиболее важные культурные ценности, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и были восприняты другими народами.

Китай

За несколько тысячелетий своего относительно изолированного развития китайский народ создал чрезвычайно своеобразную, легко узнаваемую культуру, вклад которой в общее развитие человечества трудно переоценить. Китайцы создали самобытную культуру. Характерной чертой культуры Древнего Китая является национальная преемственность, сохранению которой способствовали принципы организации древнекитайского общества: религиозная ориентация в господствующем мировоззрении, общинное землевладение, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке. Сохранению преемственности способствовало торжество принципа организации в массовом сознании, что проявлялось в склонности к ритуализации всей общественной жизни. Китайская культура сумела сохранить большинство традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Отличительными чертами традиционной культуры Китая являются: традиционная модель мира в целом и некоторые важнейшие стереотипы мышления, иероглифическая письменность. Особенностью духовной жизни было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем - конфуцианства и даосизма, возникших в Китае, и буддизма, пришедшего из Индии. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

Основу духовной жизни общества составляет не религия, а этика, отводящая каждому человеку его особое место, его особую роль, регламентирующая все ег


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: