Христианская религия и церковь были важным фактором, определявшим образ жизни, мировоззрение и систему ценностей в культуре. Христианство выступало как:
- Мировоззренческая система, давала новую картину мира, отличную от языческой;
- Моральная доктрина, формулировавшая нормы человеческого поведения;
- Общая идеологическая основа культуры, оказавшая влияние на идейную и содержательно-смысловую стороны всех форм культуры;
- Централизованная иерархическая организация, крупный землевладелец, отстаивающий порядок и незыблемость социальных основ.
Христианское мировоззрение получило выражение в религиозно-философском учении – теологии («учение о Боге»). Для христианского мировоззрения характерно было представление о дуализме мира, его делении на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, «горний». Оба мира были неотделимы друг от друга, но идеальный мир был первичным, главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Примирение или противопоставление этих двух миров – проблема, занимавшая христианское сознание на всех его уровнях: и высших, и низовых. К дуализму, т.е. двумирности, восходили универсализм, символизм и аллегоризм христианской культуры.
Согласно теологическому миропредставлению, как мир делится на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», которую нужно было освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом.
Христианство породило и новое понимание времени. Из кругообращаемого (свойственного язычеству) время стало линейным, направленным от прошлого к будущему, имевшим начало, историю и конец. Отсчет времени производился от Сотворения мира до Страшного суда. Время покоилось в вечности. Вечность – один из главных символов христианской культуры.
Понимание времени как линейного, имеющего начало и конец, внесло трагические мотивы в христианскую культуру, новое, трагическое, по сравнению с античным, представление о смерти. Человеческая жизнь приобрела драматический характер: она стала ареной борьбы добра и зла, тела и духа, Бога и дьявола, и от результатов этой борьбы зависело посмертное воздаяние – вечное блаженство или муки.
Христианство сформировало и собственную нравственную систему, определявшую нормы поведения человека. Оно разрушило внутреннюю гармонию человека (идеал «олимпийского спокойствия») и обогатило духовный мир многообразием чувств и переживаний, драматизмом, выдвинуло на первый план ценность человеческого страдания как очищающего душу.
Христианская мораль – это внутренний нравственный закон как основа личностного самосознания. Христианская мораль (как внутренний закон) и право (как гражданский закон) в христианской культуре не совпадают или не вполне совпадают. Христианская мораль рассматривается как нечто более высокое, по сравнению с гражданским кодексом права, лежавшим в основе судопроизводства.
Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленный на преобразование не только отдельного человека, но и всего социума.
Христианство и религиозное мировоззрение оказали огромное влияние на все формы культуры – философию, науку, образование, литературу, искусство.