Запад | Восток | |
Особенности образа жизни | Познание внешнего мира и активное воздействие на ненр; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни | Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы. |
Философия | Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; владение даром слова. | Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается личным примером. |
Наука | Развитие науки, как практической, так и теоретической. | Развитие преимущественно практических знаний. |
Искусство | Утилитаризм, визуальность, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм. | Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы, неиндивидуализированность стиля. |
Этика | Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций. | Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность. |
Политическая жизнь | Динамизм | Инерционность |
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востоковедов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфически восточных формах). В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.