Цивилизации в современном мире

С течением времени отношения между цивилизациями делаются все более тесными, соприкосновение и взаи­мопроникновение культур становится постоянным и непрерывным.

Однако отношения между цивилизациями далеко не всегда сво­дятся к контакту культур. Нередко они принимают конфликтный характер. Многие войны в прошлом были по сути дела битвами меж­ду цивилизациями (например, в крестовых походах христианская Западная Европа выступала против мусульманского Востока). В со­временном мире взаимоотношения между цивилизациями становят­ся одной из самых острых проблем.

Ныне государства постепенно перестают быть основными струк­турными единицами, из которых состоит мир человечества. Госу­дарственные границы становятся все более «прозрачными»: инфор­мация, капитал, техника, рабочая сила все свободнее перешагивают через них. Возрастает роль различных надгосударственных объеди­нений. Государства по-прежнему остаются важнейшими действую­щими лицами на международной арене, но их политика все больше диктуется их цивилизационными, культурными особенностями. Поэтому облик мира начинает зависеть уже не столько от отношений между государствами, сколько от отношений между имеющи­мися сейчас на Земле цивилизациями, от ценностей и идеалов, гос­подствующих в их культурах.

На рубеже XX-XXI веков получила известность выдвинутая С. Хан-тингтоном концепция, в которой утверждается, что человечество в наше время вступает в новую эпоху — эпоху «столкновения цивилизаций».

Хантингтон выделя­ет восемь «крупных цивилизаций» (западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую). От их взаимодействия, считает он, будет зависеть ход истории человечества.

Основным источником конфликтов на мировой арене станет уже не идеология и не экономика, а культура. Именно ею будут определяться важнейшие границы, разделяющие человечество. Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нация­ми и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столк­новение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики.

Хантингтон указывает на ряд причин, вызывающих в наше время рост конфронтации между цивилизациями (метакультурами). Различия между цивилизациями — по их истории, традициям, язы­ку, религии — более фундаментальны, чем различия между государ­ствами. Так как ныне мир стал более тесным, взаимодействие цивили­заций усилилось, и это вызвало рост цивилизационного самосознания. В незападных цивилизациях идет процесс «девестернизации» — воз­врата к своим культурным корням. Западные идеалы демократии и свободы уже не воспринимаются в незападных цивилизациях как общечеловеческие.

В хантингтоновской концепции «столкновения цивилизаций» многое вызывает возражения. В частности, акцентируя внимание на столкновении цивилизаций, Хантингтон явно недооценивает силу противоположной тенденции — тенденции к культурному, экономи­ческому и политическому сотрудничеству, которая постепенно, через трудности и противоречия, набирает силу в мире.

Литература:

1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 87 – 128

2.Введение в культурологию /Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996. - с. 127 –255.

3.Гуревич П. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. – С. 98 – 115

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: