Структурирование культуры. Молодежная субкультура. Элитарная, массовая, популярная, народная культура

Цели семинарского занятия:

1. Раскрыть сущностное содержание феномена «молодежной субкультуры», показать психофизиологические и социально-экономические предпосылки его формирования. Показать конструктивные и деструктивные элементы молодежной субкультуры.

2. Соотнести категории «элитарная», «массовая», «народная» культура, показать их специфику, общее и отличное друг от друга.

План:

1. Структурирование культуры. Субкультуры,

2. Молодежная субкультура.

А. Психофизиологические особенности тинейджеров;

Б. Социально-экономический статус тинейджеров;

В. Функции молодежной субкультуры;

Г. Стратификация молодежной субкультуры;

Д. Молодежные объединения.

3. Массовая и популярная культуры.

А. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития;

Б. Причины, место и время появления массовой культуры;

В. Основные черты массовой культуры;

Г. Элементы массовой культуры;

Д. Соотношение категорий массовая и популярная культура.

Входные компетенции:

Студент должен знать из дисциплины «история»:

Основные исторические процессы в Европе, Америке и России в ХХ в.

Студент должен знать из дисциплин «биология» и «психология»:

Основные психофизиологические характеристики подросткового возраста.

Студент должен знать из дисциплины «социология»:

1. Знать различные примеры проявлений молодежной субкультуры.

2. Знать основные черты массовой культуры.

Основные понятия и положения темы:

«Внегрупповой феномен» – случаи повышения солидарности группы путем демонстрации отличий этой группы от других.

«Внутригрупповой феномен» – тенденция сделать приятное группе, которой принадлежит индивид; внутригрупповая предвзятость.

«Инициация» – обряд приобщения подростков к категории взрослых мужчин и женщин.

«Креолизованный язык» – новый язык, обычно создаваемый из двух и более давно установившихся языков, часто с различными терминами, произносимыми иначе, чем в исходном языке. Такой язык часто избирается людьми определенной социальной и экономической группы.

«Маргинальность (от лат. margo – край) культурная» - понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью.

«Массовая культура» – 1. культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может находиться на смом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2. коммерциализованная, потребительская, стандартизируемая культура, малокультурность массы (толпы); 3. пошловатая культура средних слоев общества.

«Народная культура» – совокупность культурных традиций, имеющая четко выраженные этнические признаки и специфику и тем самым противопоставленная элитарной, массовой, индустриальной культурным формам.

«Субкультура» – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.

«Тинейджер» – (англ. teenager – подросток) – подросток, молодой человек в возрасте от 11 до 19 лет.

«Элитарная (от фр. elite – отборное, выбранное, лучшее) культура» – 1. культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2. обозначение некоторых субкультур, привелигерованных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, народной).

Регламент занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №6 – 4 академических часа

  Темы Вид деятельности студентов Время
  Структурирование культуры. Субкультуры. Доклады по теме 15 мин.
  Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров. Доклады по теме 15 мин.
  Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения.   15 мин.
  Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития.   15 мин.
  Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры.   15 мин.
  Элитарная культура.   15 мин.
  Народная культура.   15 мин.
  Общие принципы структурирования культуры. Элементы. Дискуссия 20 мин

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается психофизиологическая специфика подросткового возраста?

2. В чем особенность социально-экономического статуса подростков?

3. Какие основные черты постиндустриальной цивилизации?

4. Всегда ли была и везде ли есть массовая культура?

5. В чем положительные и отрицательные качества элитарной культуры?

6. В чем заключается специфика народной культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: