Цели семинарского занятия:
1. Раскрыть сущностное содержание феномена «молодежной субкультуры», показать психофизиологические и социально-экономические предпосылки его формирования. Показать конструктивные и деструктивные элементы молодежной субкультуры.
2. Соотнести категории «элитарная», «массовая», «народная» культура, показать их специфику, общее и отличное друг от друга.
План:
1. Структурирование культуры. Субкультуры,
2. Молодежная субкультура.
А. Психофизиологические особенности тинейджеров;
Б. Социально-экономический статус тинейджеров;
В. Функции молодежной субкультуры;
Г. Стратификация молодежной субкультуры;
Д. Молодежные объединения.
3. Массовая и популярная культуры.
А. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития;
Б. Причины, место и время появления массовой культуры;
В. Основные черты массовой культуры;
Г. Элементы массовой культуры;
Д. Соотношение категорий массовая и популярная культура.
Входные компетенции:
|
|
Студент должен знать из дисциплины «история»:
Основные исторические процессы в Европе, Америке и России в ХХ в.
Студент должен знать из дисциплин «биология» и «психология»:
Основные психофизиологические характеристики подросткового возраста.
Студент должен знать из дисциплины «социология»:
1. Знать различные примеры проявлений молодежной субкультуры.
2. Знать основные черты массовой культуры.
Основные понятия и положения темы:
«Внегрупповой феномен» – случаи повышения солидарности группы путем демонстрации отличий этой группы от других.
«Внутригрупповой феномен» – тенденция сделать приятное группе, которой принадлежит индивид; внутригрупповая предвзятость.
«Инициация» – обряд приобщения подростков к категории взрослых мужчин и женщин.
«Креолизованный язык» – новый язык, обычно создаваемый из двух и более давно установившихся языков, часто с различными терминами, произносимыми иначе, чем в исходном языке. Такой язык часто избирается людьми определенной социальной и экономической группы.
«Маргинальность (от лат. margo – край) культурная» - понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью.
«Массовая культура» – 1. культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может находиться на смом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2. коммерциализованная, потребительская, стандартизируемая культура, малокультурность массы (толпы); 3. пошловатая культура средних слоев общества.
|
|
«Народная культура» – совокупность культурных традиций, имеющая четко выраженные этнические признаки и специфику и тем самым противопоставленная элитарной, массовой, индустриальной культурным формам.
«Субкультура» – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.
«Тинейджер» – (англ. teenager – подросток) – подросток, молодой человек в возрасте от 11 до 19 лет.
«Элитарная (от фр. elite – отборное, выбранное, лучшее) культура» – 1. культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2. обозначение некоторых субкультур, привелигерованных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, народной).
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №6 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Структурирование культуры. Субкультуры. | Доклады по теме | 15 мин. | |
Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров. | Доклады по теме | 15 мин. | |
Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения. | 15 мин. | ||
Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития. | 15 мин. | ||
Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры. | 15 мин. | ||
Элитарная культура. | 15 мин. | ||
Народная культура. | 15 мин. | ||
Общие принципы структурирования культуры. Элементы. | Дискуссия | 20 мин |
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается психофизиологическая специфика подросткового возраста?
2. В чем особенность социально-экономического статуса подростков?
3. Какие основные черты постиндустриальной цивилизации?
4. Всегда ли была и везде ли есть массовая культура?
5. В чем положительные и отрицательные качества элитарной культуры?
6. В чем заключается специфика народной культуры?