Цели семинарского занятия:
1. Раскрыть содержание категорий «этнос», «нация», «цивилизация». Показать роль культурных факторов в этнической идентификации.
2. Рассмотреть современные процессы глобализации и их влияние на этнокультурную специфику отдельных регионов мира.
3. Определить общее и особенное в русской культуре в контексте мировых культурных процессов современности.
План:
1. Роль культуры в этнической самоидентификации;
2. Этническая культура и национальная культура;
3. Мировая культура (культурный глобализм);
4. Индустриально-городская культура.
5. Русская культура: история и современность.
Входные компетенции:
Из дисциплин «Отечественная история» и «обществознание» студент должен знать:
1. Основные признаки и характеристики этноса
2. Основные этапы истории и формы проявления русской культуры.
3. Основные черты индустриально-городской культуры.
Основные понятия и положения темы:
«Архетип этнокультурный» — характерные и устойчиво воспроизводимые черты национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
|
|
«Вертикальная» глобализация — объективный процесс консолидации ее субъектов вокруг смыслообразующих интересов, ценностей и ориентиров «единого и неделимого мира» и вместе с тем — деформация этого процесса преимущественно в интересах субъектов, определяемых совокупным термином «золотой миллиард».
«Вестернизация» — глобализация в соответствии с ценностями и установками мессианского западноцентризма, как выражения классической модели органической модернизации, и вместе с тем миссионерское навязывание «кальки» западных стандартов и технологий.
«Глобализация» — процесс развёртывания качественно новых, уникальных в истории человечества противоречий, которые представляют непосредственную угрозу выживанию рода «Человек» и могут быть успешно решены лишь путём кардинальной смены ценностно-нормативного ядра современной цивилизации и объединёнными усилиями народов и государств.
«Глобализация культур» — развёртывание процесса кардинальной перестройки культурной деятельности в соответствии с вызовом становления единой глобальной цивилизации, выработка творческой способности национальных культур к «самостоянию» И вместе с тем «цветущей сложности» (К. Леонтьев) в контексте общечеловеческих ценностей и смыслов.
«Глобализация цивилизации» — становление единой и взаимосвязанной цивилизации на основе унификации материальных производительных сил, социально-политических отношений и структур.
«Глокализация» — термин, который образован в результате сочетания понятий «глобализация» и «локализация» и означает глобальный контекст «малых пространств» — локальной культурно-цивилизационной идентичности отношений, структур и идей.
|
|
«Горизонтальная» глобализация — объективный процесс перестройки отношений, структур и способов деятельности в соответствии с интересами всех субъектов, их отказа от доли аутсайдеров и самоорганизации с целью сохранения своей идентичности, поиска глобализации «с человеческим лицом».
«Декаданс культурный» (фр. Decadance — упадок, разложение) — деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, их системное несоответствие изменившейся социокультурной реальности и вместе с тем глубокая и плодотворная рефлексия о смысле и роли ценностей культуры/цивилизации и поиск их альтернатив.
«Диаспора» — понятие, парное с метрополией; этническая группа в данном государстве, которая сориентирована на культурные ценности другого государства на основании этнической общности с ним.
«Изменения (культурно-цивилизационные)» — аксиологически нейтральное понятие для обозначения различных состояний культуры и цивилизации в двух и более временных точках.
«Информационный кризис» — совокупность таких многоликих феноменов, как отставание системы образования, трудовой деятельности и коммуникаций от императивов информационной революции, угроза выхода информационных потоков из-под контроля, информационная экспансия, проблема «искусственного интеллекта» и т.п.; в конечном счёте, кризис способности преобразования информации в знание о мире человека и человеке в мире.
«Коммуникация » (лат. communicare — совещаться с кем-либо) — процесс, в котором индивидуальные и коллективные субъекты культуры/ цивилизации обретают идентичность и обогащаются в противоречивом процессе взаимопроникновения и обнаружения себя друг в друге.
«Конфликт цивилизаций» — концепция американского политолога и культуролога С. Хантингтона, согласно которой взаимоотношения между западной, конфуцианской, японской, исламской, православно-славянской и африканской цивилизациями определяются несовместимостью их ценностно-смысловых оснований и поведенческих ориентиров.
«Коренной этнос» — понятие, выражающее формирование и историю определенно этноса на данной территории.
«Космополитизм» — принцип и практика отрицания реальности или плодотворности национального фактора, «беспочвенность», абсолютизация общечеловеческих интересов и ценностей.
«Кризис культуры/цивилизации» — состояние обострения противоречий определённой культурно-цивилизационной модели, испытания жизненной силы её ценностей и смыслов.
«Криптонациональность» (от лат. Kriptos — тайный) — этническое меньшинство определенного этноса в данном государстве, который является титульным в другом государстве.
«Культурный шок » — концепт, введённый американским культурфутурологом А. Тоффлером для обозначения состояния индивидов, социальных групп, общностей людей в пограничной ситуации внезапного разрушения традиционных ценностных ориентиров и неспособности к адекватному истолкованию новых реалий и адаптации к ним.
«Международный терроризм» — протест против «вертикальной» глобализации, тенденция к её подрыву в любой форме, усилению хаоса и дестабилизации международного порядка путём отрицания самоценности человеческой жизни и устрашения «авторитетом» нелегитимной силы.
«Меньшинство этническое» — группа людей со специфическими этническими признаками, представляющая меньшинство населения страны.
«Мир-система» — смыслообразующий концепт американского социолога П. Валлер-стайна, которым обозначается системная взаимосвязь мира на основе иерархии между «Центром» и «периферией» в международном разделении и кооперации деятельности.
|
|
«Мультикультурализм» — феномен гетерогенного многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса.
«Нациократия» — принцип и практика политического господства одних наций-государств над другими.
«Национализм» — противоречивый принцип и практика самоопределения этноса, нации, выражение их интересов.
«Национал-сепаратизм» — совокупность идей и действий, направленных на становление новой государственной структуры этнической общности как альтернативы государству на основании представлений о его несоответствии интересам этой общности.
«Национальная идея» — выраженное в комплексе символических форм самосознание (самоидентификация) нации и одновременно — ее «послание миру» о бытии, интересах и ценностях этой общности людей.
«Нация» — полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, нация-государство.
«Патриотизм» — принцип и естественная ценность национального самосознания, любовь к своей Родине и деятельная сопричастность к ней.
«Расизм» — принцип и практика превосходства одних рас над другими, которые в европейской традиции мотивируются мифологемами биопсихических преимуществ «арийской» расы или возможности «конструирования» такой расы.
«Регионализация» — дифференциация «больших пространств», которые основаны на их территориально-культурной идентичности и вместе с тем несамодостаточности в глобальной структуре мира.
«Ренессанс культурный» (фр. Renaissance — Возрождение) — процесс возрождения ранее утраченных или смещенных на периферию ценностей, который является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла; возникновение нового чувства жизни, родственного жизненному чувству античности и противоположного средневековому отношению к жизни как отрешению от неё, утверждение и обновление творческих сил человека.
«Римский» национализм — возникший в Римской империи комплекс представлений, идентичный шовинизму и расизму.
|
|
«Самоидентификация этническая» — самосознание этнической общности.
«Системность глобальных проблем» — понятие для выражения их обусловленности не только специфической собственной природой — экологической, информационной и т. п., но главным образом способом взаимосвязи между ними.
«Субэтнос» — этническая группа со специфическими признаками, не выходящими пределы более крупной этнической общности.
«Суперэтнос» — крупномасштабная общность людей, сформировавшихся из различных этносов и достигших единства социокультурных признаков.
«Титульный этнос» — этническая общность, этнонимом которой называется данное государство (напр. «русские» - «Россия»).
«Трансформация» — внутренняя перестройка общества в соответствии с имманентно присущими ему законами; системное, преимущественно эволюционное преобразование культурно-цивилизационного комплекса; трансформационный процесс не сводится к реформам «сверху», охватывает все основные структуры, и его ход и исход в решающей степени зависят от действий больших социальных групп; отсюда — принципиальная неоднозначность, незаданность окончательного исхода процесса.
«Тупик культуры/цивилизации» — системный и предкатастрофный кризис культуры/цивилизации, который обусловлен обесценением/исчерпанием творческого потенциала их ценностно-смыслового ядра и завершается его распадом.
«Универсализм глобальный» — несводимый к концепции и практике «политического реализма» принцип «этической глобализации», «ответственного и честного глобализма», понимания национальных интересов в контексте глобализации мира и его универсалий.
«Цивилизационное миссионерство» — основанная на идее превосходства и исключительности претензия «спасения мира» путем насильственной экспансии определенной культурно-цивилизационной модели.
«Шовинизм» — принцип и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, «национализм крупного рогатого скота» (Ф. Ницше).
«Эволюция» (древнееер. Eva — жизнь) к./ц. — в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры/цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определённого ценностно-смыслового ядра культуры, в широком — синоним динамики культуры и цивилизации.
«Эллинский» национализм — возникший в древнегреческом полисе комплекс представлений, идентичный патриотизму.
«Этнократия» — принцип и практика узурпации государственной власти и монополии на нее определенного этноса.
«Этнонациоренессанс» — противоречивый глобальный феномен активизации этнического или национального самосознания, который является одним из фундаментальных процессов современной культуры и цивилизации.
«Этнос» — исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, духовных ценностей, прежде всего языка, и самоидентификации.
«Этноцентризм» — принцип и практика отношений определенного этноса с миром, подчиненных его эгоцентричным интересам.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №9 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Этническая культура и национальная культура; | Доклады по теме | 20 мин. | |
Роль культуры в этнической самоидентификации | Доклады по теме | 20 мин. | |
Мировая культура (культурный глобализм) | Доклады по теме | 20 мин. | |
Индустриально-городская культура | Доклады по теме | 20 мин. | |
Русская культура: история и современность | Доклады по теме | 20 мин. | |
Культура, этнос, цивилизация | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое географический детерминизм и как он проявляется в развитии культуры?
2. Какие основные типы культурных общностей в пространстве вы можете назвать?
3. В чем заключаются особенности расово-этнических культурных общностей?
4. Какие моменты характеризуют понятие «национальная культура»?
5. Что вы можете сказать о дихотомии «Восток-Запад»?
6. Существует ли с вашей точки зрения, мировая культура и если да, то почему?