Биогенный период развития. Основные стадии: палеолит, мезолит, неолит. Возникновение человека (умелого, прямоходящего, разумного). Удовлетворение витальных потребностей (пища, жилье, одежда). Развитие агрокультуры. Создание орудий труда и охоты. Ремесло. Обмен. Первобытные формы организации коллективной жизни: община, род, племя. Вождь. Разделение труда. Первобытная семья (групповой и парный брак). Матриархат. Патриархат. Возникновение основных элементов духовной культуры: язык, мышление, религия, искусство, первобытные формы морали. Синкретизм первобытной культуры. Формы первобытной религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Мифология, культ, табу, ритуал, обряд как способы существования верований. Первобытное искусство (наскальная живопись, пластика). Архетип и творчество.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте одну из теорий происхождения культуры.
2. Объясните тезис о синкретизме первобытной культуры.
3. Что позволяет определять первобытную культуру как культуру?
|
|
4. Назовите и охарактеризуйте основные формы и способы существования первобытной религии.
5. Что такое миф? Укажите основные отличия мифологического сознания мифологического сознания от научного?
6. Перечислите основные особенности и формы первобытного искусства.
7. Какие образы лежали в основе первобытного искусства?
8. Укажите сохранивщиеся элементы первобытной культуры в современном мире.
9. Что такое архетип, с точки зрения К.Г. Юнга? Какое он имеет влияние на человека и его художественное творчество?
Основная литература: (1).
Дополнительная литература: (9–12).