Тема 5. Культура древних цивилизаций

Место и время существования древних цивилизаций. Условия возникновения высокоразвитых культур древности. Основные характеристики древних цивилизаций: письменность, города, архитектура.

Культура Древнего Египта. Картина мира в представлениях древних египтян. Боги и фараоны как властители мира и судеб. Культ мертвых. Основные типы мифов. Сонм древнеегипетский богов. Политеизм и реформа Эхнатона. Гелиопольский и Мемфисский богословские трактаты как преддверие философского осмысления мира. Образы богов и фараонов в древнеегипетском искусстве. Каноничность, монументальность, иератичность, нарастание декоративности в искусстве. Культ как основа искусства в Древнем Египте. Письменность и наука. Основные черты и особенности духовной культуры периода Древнего, Среднего и Нового Царств. Хозяйственная культура Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетских иероглифов.

Культура Древней Индии. Буддизм, индуизм как составляющие сложного религиозно-философского комплекса. «Мировой закон» (рита, брахма и др.) как принцип, предшествующий существованию природы и человека, как единое и единичное. Идея вечного повторения мирового процесса. Реинкарнация. Карма. Личность как ежесекундное порождение Космоса с потенциальной направленностью к абсолютному совершенству. Абсолютная предопределенность человеческой судьбы в сочетании с полной свободой в постижении мирового закона. «Не жить в мире, но переживать мир». Иллюзорность видимого мира и реальность непознаваемого Абсолюта. Нирвана. Наука как «практическое знание». Роль религии и науки в изменении человеческого сознания, в освобождении его от иллюзий, неведения, духовной слепоты.

Культура древнего Китая. Конфуцианство как квинтэссенция китайской цивилизации, как религия и не-религия. Управленческая доминанта конфуцианства. Культ императора и почитание народа. Социальный идеал Конфуция: гуманность (жень), чувство долга (и), верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Социальный порядок по Конфуцию. Культ семьи и клана. Воспитание и образование в Древнем Китае как усвоение законов и норм конфуцианства. Культ формы как критерий образованности.

Даосизм, как часть синкретического комплекса «трех учений». Закон спонтанного бытия Космоса (дао). Дао – первопричина, конечная цель и завершение бытия. Гносеология даосизма: проявление дао через силу добродетели (дэ). Понятие недеяния (отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естестенным миропорядком).

Культура Месопотамии.

Культура древних народов Мезоамерики.

Крито-микенская культура.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким представлялся окружающий мир сознанию древних египтян?

2. Расскажите о роли богов и фараонов в жизни Древнего Египта.

3. Укажите основные типы древнеегипетских мифов.

4. Назовите имена и функции основных древнеегипетских богов.

5. Расскажите миф об Осирисе.

6. Каким образом культ мертвых влиял на жизнь древних египтян?

7. Почему древнеегипетская культура не знала героев?

8. В чем сущность реформы Эхнатона?

9. Назовите основные особенности, формы и сюжеты древнеегипетского искусства.

10. Какая основная идея заложена в конструкции древнеегипетских храмов?

11. Опишите повседневную жизнь фараона, жреца и ремесленника.

Основная литература: (1, 3, 4, 5, 7, 8).

Дополнительная литература: (13–19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: