Правовые основы кадровой работы в уголовно-исполнительной системе

Весь комплекс отношений, возникающих в работе с кадрами, находится под регулирующим воздействием права. Право влияет на них двояким образом. Во-первых, путем правового регулирования (нормативной регламентации) кадровой работы и, во-вторых, через правовое воздействие, включающее все правовые средства и формы, используемые государством и его представителями в уголовно-исполнительной системе для упорядочения кадровых отношений.

Правовое регулирование кадровой работы – это непосредственная регламентация поведения и деятельности органов и учреждений УИС и сотрудников в указанной сфере отношений. К числу отношений, возникающих в кадровой работе и подлежащих прямому правовому регулированию, относятся: прием на службу и перемещение по службе сотрудников УИС, порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава, поощрения за успехи в служебной деятельности, взыскания за нарушение служебной дисциплины, условия службы (внутренний распорядок, отпуска, денежное довольствие, государственное личное страхование, льготы, гарантии и компенсации), восстановление в должности, специальном звании и на службе в УИС.

Правовую основу службы составляет целый ряд нормативных правовых актов.

Условно их можно разделить на акты общего действия (например, Конституция РФ, Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»[179], Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» [180]), и специального действия (например, Закон РФ от 21.07. 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[181], Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»[182], Приказ ФСИН России от 12.04.2012 № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»[183]).

В отношении сотрудников УИС нормативные акты общего действия имеют косвенное применение, однако их значение нельзя недооценивать, так как содержащиеся в этих актах нормы играют важную роль в их деятельности.

Наиболее важным нормативным актом, закрепляющим правовой статус государственных служащих, является Федеральный закон от 27.05.2003 г. года «О системе государственной службы Российской Федерации», в ст. 5 которого определены принципы государственной службы. Названный закон является актом общего действия применительно к сотрудникам УИС и распространяется на всех служащих независимо от вида государственной службы.

Особое значение в настоящее время в рамках правового регулирования уделяется международно-правовым актам: Всеобщая декларация прав человека в которой указывается, что каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21), каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда (ст.23), каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на оплачиваемый периодический отпуск (ст.24)[184]; акты, содержащие требования к персоналу органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, такие как: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г[185]., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984г[186]., Основные принципы обращения с заключенными от 14.12. 1990г. и др[187].

Они ратифицированы и являются обязательными к исполнению на всей территории России и всеми ее государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.

Наряду с нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, большое практическое значение в регулировании кадровых вопросов играют ведомственные акты.

Приказы, инструкции, указания, рекомендации, действующие в УИС, во многом способствуют правильному пониманию законодательства, обобщают положительный опыт УИС, являются руководством в тех вопросах, которые не урегулированы законодательством.

Наиболее значимым ведомственным актом в области регулирования служебных отношений, является Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года № 76[188].

Также к числу основных нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих основные направления кадровой работы, можно отнести следующие: Приказ Минюста России от 19.09.2011 № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий»[189]; Приказ Минюста России от 26.04.2013 №62 «Об утверждении Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы»[190]; Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы»[191]; Приказ Минюста России от 19.05.2008 № 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и Табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы»[192].

Понятие правового регулирования кадровой деятельности охватывает своим содержанием комплекс юридических установлений, содержащихся в административно-правовых нормах, регламентирующих правовое положение и организационное построение ее субъектов.

Таким образом, правовое регулирование кадровой работы можно рассматривать как нормативное установление основных направлений реализации кадровой политики, что, в свою очередь, обуславливает выработку единых требований к его содержанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: