Економічні проблеми розвитку транспорту і логістики
В умовах глобалізації
Section II
Economic Problems of Transport and Logistics Development
Under Globalization
Канд. эконом. наук, доц. О.К. Афанасьева,
Кафедра «Менеджмент и маркетинг
На морском транспорте»
Одесский национальный морской университет
(Одесса, Украина)
Базовые элементы институциональной среды
Государственно-частного партнерства в морских
Портах
© Афанасьева О.К., 2014
Современное состояние экономики свидетельствуют о том, что морские порты Украины являются одной из наиболее приемлемых сфер для использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). В то же время, эффективное внедрение и реализация механизма партнерства государственного и частного сегментов экономики в морских портах возможно при условии формирования соответствующей институциональной среды, основные элементы которой до сих пор не нашли должной систематизации и конкретизации.
|
|
Вопросам институциональной среды, ее сущности, проблемам формирования и усовершенствования посвящен ряд исследований [1, 2, 3, 5, 6]. Наиболее часто в современной экономической науке под институциональной средой понимают «совокупность основополагающих политических, социальных, юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения» [6, С. 6].
В данном исследовании под институциональной средой будем понимать комплекс институциональных образований (элементов, факторов и условий), создающих реальную возможность достижения желаемых состояний системы.
Отметим, что эффективная институциональная среда – это система, обеспечивающая экономический рост.
При планировании государственно-частного партнерства в портовой сфере учитывается широкий круг вопросов: макроэкономическое прогнозирование, режим иностранных инвестиций, стандарты, технологические системы, административное и хозяйственное право, региональные особенности, налоговая система, таможенное регулирование, экологические нормы, а также ряд других. Соответственно развитие портового хозяйства на условиях партнерства государства и бизнеса сопровождается также значительным числом организационных решений: нормативных, технических, экономических, маркетинговых, институциональных, экономических, социальных [4].
В целом, обеспечение эффективной реализации государственно-частного партнерства в морских портах требует наличия и функционирования соответствующей институциональной среды, базовые элементы которой определены таким образом.
1. Организационное обеспечение:
|
|
– научно-методологическое обоснование ГЧП;
– определение и реализация государственных приоритетов ГЧП;
– определение методов регулирования ГЧП;
– страхование различных форм ГЧП;
– осуществление формальных процедур ГЧП в МП.
2. Экономическое обеспечение:
– экономическое обоснование целесообразности осуществления ГЧП;
– формирование благоприятных условий для инвестирования развития с помощью ГЧП;
– материально-техническое обеспечение строительства и эксплуатации объектов ГЧП;
– осуществление инвестиционной деятельности.
3. Правовое обеспечение:
– формирование системы нормативно-правовых актов регулирования ГЧП в морских портах;
– усовершенствование законодательства с целью формирования благоприятных условий для инвестирования в портовые объекты ГЧП.
4. Финансовое обеспечение:
– формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве;
– поиск источников финансирования проектов ГЧП;
– формирование системы финансовых потоков от реализации проектов ГЧП;
– согласование доходов и затрат эксплуатационного периода реализации проектов ГЧП в портах.
5. Информационное обеспечение:
– мониторинг состояния смежных отраслей экономики;
– консалтинговое и инжиниринговое обеспечение проектов ГЧП;
– юридическое сопровождение процесса взаимодействия участников проектов ГЧП.
На данный момент в Украине осуществлена только частичная реализация элементов этой схемы. Организационно-правовые особенности обеспечения реализации обозначенных блоков в отечественных портах связано с рядом положений, которые должны учитываться участниками ГЧП в портовой сфере в полном объеме.
Основными проблемами, которые препятствуют системному формированию институционального обеспечения и, соответственно, условий эффективной реализации государственно-частного партнерства в морских портах, являются:
1) отсутствие полной и замкнутой законодательной базы по ГЧП в морских портах, включающей нормативные акты и подзаконные документы;
2) отсутствие специальных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы государственно-частного партнерства в морских портах;
3) неразвитость финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций (например, Агентство по гарантированию инвестиций);
4) недостаточное количество независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов;
5) недостаточное количество квалифицированных специалистов, имеющих морское образование и специальную подготовку в области ГЧП.
Литература
1. Василенко Н.В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни
регулирования / Н.В. Василенко // Проблемы современной экономики. – 2008. –
№ 3. – С. 45-48.
2. Інституційні засади формування економічної системи України: теорія і практика /
[за заг. ред. проф. З. Ватаманюка]. – Львів: «Новий Світ-2000», 2005. – 326 с.
3. Институциональная экономика: новая институциональная теория экономическая
теория: Учебник / [под общей ред. д.э.н. проф. А.А. Аузана]. – М.: ИНФРА-М,
2006. – 238 с.
4. Крыжановский С.В. Морские торговые порты в рыночных условиях. Монография
/С.В. Крыжановский. – Одесса: Астропринт, 2008. – 184 с.
5. Мировая практика институционального обеспечения ГЧП // [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.ucates.ru/analytics _09/.
6. Davis L. Institutional Change and American Economic Growth. / L. Davis, D. North. –
Cambridge, 1971. – 415 р.