Секція II

Економічні проблеми розвитку транспорту і логістики

В умовах глобалізації

Section II

Economic Problems of Transport and Logistics Development

Under Globalization

Канд. эконом. наук, доц. О.К. Афанасьева,

Кафедра «Менеджмент и маркетинг

На морском транспорте»

Одесский национальный морской университет

(Одесса, Украина)

Базовые элементы институциональной среды

Государственно-частного партнерства в морских

Портах

© Афанасьева О.К., 2014

Современное состояние экономики свидетельствуют о том, что морские порты Украины являются одной из наиболее приемлемых сфер для использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). В то же время, эффективное внедрение и реализация механизма партнерства государственного и частного сегментов экономики в морских портах возможно при условии формирования соответствующей институциональной среды, основные элементы которой до сих пор не нашли должной систематизации и конкретизации.

Вопросам институциональной среды, ее сущности, проблемам формирования и усовершенствования посвящен ряд исследований [1, 2, 3, 5, 6]. Наиболее часто в современной экономической науке под институциональной средой понимают «совокупность основополагающих политических, социальных, юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения» [6, С. 6].

В данном исследовании под институциональной средой будем понимать комплекс институциональных образований (элементов, факторов и условий), создающих реальную возможность достижения желаемых состояний системы.

Отметим, что эффективная институциональная среда – это система, обеспечивающая экономический рост.

При планировании государственно-частного партнерства в портовой сфере учитывается широкий круг вопросов: макроэкономическое прогнозирование, режим иностранных инвестиций, стандарты, технологические системы, административное и хозяйственное право, региональные особенности, налоговая система, таможенное регулирование, экологические нормы, а также ряд других. Соответственно развитие портового хозяйства на условиях партнерства государства и бизнеса сопровождается также значительным числом организационных решений: нормативных, технических, экономических, маркетинговых, институциональных, экономических, социальных [4].

В целом, обеспечение эффективной реализации государственно-частного партнерства в морских портах требует наличия и функционирования соответствующей институциональной среды, базовые элементы которой определены таким образом.

1. Организационное обеспечение:

– научно-методологическое обоснование ГЧП;

– определение и реализация государственных приоритетов ГЧП;

– определение методов регулирования ГЧП;

– страхование различных форм ГЧП;

– осуществление формальных процедур ГЧП в МП.

2. Экономическое обеспечение:

– экономическое обоснование целесообразности осуществления ГЧП;

– формирование благоприятных условий для инвестирования развития с помощью ГЧП;

– материально-техническое обеспечение строительства и эксплуатации объектов ГЧП;

– осуществление инвестиционной деятельности.

3. Правовое обеспечение:

– формирование системы нормативно-правовых актов регулирования ГЧП в морских портах;

– усовершенствование законодательства с целью формирования благоприятных условий для инвестирования в портовые объекты ГЧП.

4. Финансовое обеспечение:

– формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве;

– поиск источников финансирования проектов ГЧП;

– формирование системы финансовых потоков от реализации проектов ГЧП;

– согласование доходов и затрат эксплуатационного периода реализации проектов ГЧП в портах.

5. Информационное обеспечение:

– мониторинг состояния смежных отраслей экономики;

– консалтинговое и инжиниринговое обеспечение проектов ГЧП;

– юридическое сопровождение процесса взаимодействия участников проектов ГЧП.

На данный момент в Украине осуществлена только частичная реализация элементов этой схемы. Организационно-правовые особенности обеспечения реализации обозначенных блоков в отечественных портах связано с рядом положений, которые должны учитываться участниками ГЧП в портовой сфере в полном объеме.

Основными проблемами, которые препятствуют системному формированию институционального обеспечения и, соответственно, условий эффективной реализации государственно-частного партнерства в морских портах, являются:

1) отсутствие полной и замкнутой законодательной базы по ГЧП в морских портах, включающей нормативные акты и подзаконные документы;

2) отсутствие специальных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы государственно-частного партнерства в морских портах;

3) неразвитость финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций (например, Агентство по гарантированию инвестиций);

4) недостаточное количество независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов;

5) недостаточное количество квалифицированных специалистов, имеющих морское образование и специальную подготовку в области ГЧП.

Литература

1. Василенко Н.В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни

регулирования / Н.В. Василенко // Проблемы современной экономики. – 2008. –

№ 3. – С. 45-48.

2. Інституційні засади формування економічної системи України: теорія і практика /

[за заг. ред. проф. З. Ватаманюка]. – Львів: «Новий Світ-2000», 2005. – 326 с.

3. Институциональная экономика: новая институциональная теория экономическая

теория: Учебник / [под общей ред. д.э.н. проф. А.А. Аузана]. – М.: ИНФРА-М,

2006. – 238 с.

4. Крыжановский С.В. Морские торговые порты в рыночных условиях. Монография

/С.В. Крыжановский. – Одесса: Астропринт, 2008. – 184 с.

5. Мировая практика институционального обеспечения ГЧП // [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.ucates.ru/analytics _09/.

6. Davis L. Institutional Change and American Economic Growth. / L. Davis, D. North. –

Cambridge, 1971. – 415 р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: