Логистики

© Бакаленко Д.А., 2014

В условиях перехода на рыночные основы экономики структура производственно-хозяйственной деятельности промышленности и транспорта страны коренным образом изменилась.

Планово-распределительная экономика и командно-административная система управления активно замещаются практикой прямых договорных отношений, ориентированных на потребности рынка. В результате процессов разгосударствления, приватизации и демонополизации транспортного комплекса, либерализации тарифной политики ускоренно формируется рынок транспортных услуг, обеспечивающий производственные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг. Резко возросло количество судоходных компаний, агентских, брокерских, транспортно-экспедиторских предприятий. В настоящее время существует огромное количество коммерческих компаний занимающихся непосредственно деятельностью морского транспорта.

С точки зрения рыночной экономики, все эти процессы носят, несомненно, позитивный характер, однако протекают они на фоне существенного сокращения промышленного производства, ухудшения экономического состояния товаропроизводителей и потребителей продукции, разрыва сложившихся транспортно - экономических связей, неустойчивой тарифной и налоговой политики. Фактически транспортный комплекс, который представляет собой совокупность, состоящую из иерархически зависимых, сложных подсистем, с целенаправленной деятельностью в сфере удовлетворения потребностей общества в транспортных услугах, долгие годы развивался под воздействием движущих сил, присущих плановой экономике. При этом существовали адекватные этому способу хозяйствования критерии и методы анализа деятельности этих систем. С началом перестройки существующий комплекс сил прекратил свое существование и система начала переходить под влияние движущих сил, характерных для рыночной экономики, которые до конца еще не сложились. При этом переход системы от одного динамического режима к другому неизбежно происходит через фазу хаоса, которая для предприятий, обладающих необходимыми эволюционными свойствами, является предшествующей новому развитию. Глобальные процессы, происходящие сейчас в транспортном комплексе, осуществляются стихийно, что в значительной степени явилось причиной потери управляемости в ней. Состояние управления транспортными процессами в настоящее время не соответствует радикальным изменениям в экономике, а само оно зачастую оказывается оторванным от современных достижений практики менеджмента.

В современных условиях необходим переход к управлению, соответствующему современному состоянию экономики, основанному на оценках и методах анализа транспортно - логистической системы. Необходимость такого подхода к организации управления транспортным процессом обусловлена прежде всего принципиальными изменениями в характеристиках экономической и организационно - управленческой среды. В условиях плановой экономики после проведения договорной компании перевозчик за год вперед знал основные объемы перевозок. В сложившихся условиях эта информация быстро меняется и заранее не известна. Высокий уровень подвижности и неопределенности внешней среды, присущий рыночным отношениям, значительно повысил требования к адаптационным свойствам транспортной деятельности. Транспортные компании, в свою очередь, ищут пути повышения доходов от своей деятельности, что особенно актуально в условиях острой конкуренции на транспортном рынке и не только между компаниями одного вида транспорта, но и с перевозчиками других видов транспорта. Известно, что законодательство многих развитых стран, с давних времен, рассматривает транспортника как специальную категорию «общественного перевозчика» или «общественного экспедитора», которому вменяется в обязанность обеспечение качественной доставки грузов. Но обеспечить доставку груза по сложным многотранспортным схемам «от двери до двери» способна далеко не каждая транспортная компания или посредник. На роль организаторов подобных перевозок, учитывая отечественный и, в большей мере, зарубежный опыт, претендуют специализированные экспедиторские компании, называемые в различных странах, а также в трудах и публикациях ученых и специалистов операторами смешанной (мультимодальной, интермодальной и т.д.) перевозки, операторами общего распределения, логистическими компаниями и т.д. На сегодняшний день в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики большое значение приобретают вопросы транспортной логистики. Это обусловлено тем, что развиваются торговые отношения со всеми ведущими странами мира, что требует налаженной, отлично функционирующей транспортной системы не только в этих странах, но и между ними. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Совершенствование работы транспортно-экспедиторской компании на основе принципов логистики» в современной науке практике, с другой стороны, ее недостаточной теоретической и методологической разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Для повышения конкурентоспособности отечественных транспортных и экспедиторских компаний, а также других логистических посредников в транспортировке необходимо улучшить качество транспортно-логистического сервиса в следующих направлениях:

развивать производственно-техническую базу, инфраструктуру транс­портного сервиса, информационные системы поддержки логистичес­кого процесса для осуществления транспортировки;

совершенствовать действующие системы документооборота и таможен­ных процедур оформления грузов;

повышать уровень взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, тамож­нями, другими предприятиями и потребителями их услуг.

Транспортный сервис в современных условиях включает не только соб­ственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с пере­мещением продукции транспортным средством (или средствами) по определен­ной технологии в цепи поставок и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Литература

1. Бакаєв О.О. Теоретичні засади логістики / О.О. Бакаєв, О.П. Кутах, Л.А.

Пономаренко. – К.: Державний ун-т економіки і технології транспорту, 2003.

2. Пути совершенствования и стратегия развития транспортно –экспедиторской

деятельности в Российской Федерации. \\ Экономика и менеджмент на транспорте:

Сб. науч. тр. Вып.1\ Редкол.: Г. А. Кононова и др. – СПб.: СПбГИЭА, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: